
Несколько прибалтийских СМИ провели масштабное расследование и выяснили, что как минимум одна эстонская компания способствует работе так называемого теневого флота России. Как пишет ERR, суда этого флота якобы используются для торговли нефтью в обход западных санкций.
Речь идёт о компании Fast Bunkering, которая якобы официально закрыла свои двери в 2023-м году. Однако проданные ей танкеры-бункеровщики Rina и Zircone до сих пор связаны с реальными владельцами. Именно действия этих двух танкеров и стали поводом для расследования.
Расследование показало, что в период с июня 2024-го по март 2025-го года танкеры провели в море 177 дозаправок танкеров, перевозящих нефть или нефтепродукты, при этом 159 из этих танкеров заходили в российские порты незадолго до или после этих заправок. По оценкам украинских экспертов, как минимум 20 танкеров явно «демонстрировали признаки принадлежности к российскому теневому флоту».
Международные санкции разрешают проводить дозаправку судов, перевозящих российскую нефть, но с рядом жёстких ограничений: это позволяется делать только в том случае, если цена не перевозимую ими нефть соответствует западным ценовым ограничениям. Также дозаправку проводить запрещено, если судно не имеет действующей страховки или сотрудничает с организациями из санкционных списков.
Известно, что и Rina, и Zircone на протяжении девяти месяцев неоднократно дозаправляли танкер теневого флота Fotuo, который был добавлен в санкционный список ЕС в мае.
При этом, несмотря на введенные санкции, именно Евросоюз остаётся на данный момент ведущим покупателем российского газа.