Dark Mode Light Mode

Повышение налогов против инфляции: почему правительство и ЦБ идут на непопулярные меры

Повышение налогов против инфляции: почему правительство и ЦБ идут на непопулярные меры

В условиях сохраняющейся инфляционной нагрузки и напряженной бюджетной политики российские власти прибегают к комплексным мерам стабилизации экономики. Официальные лица открыто заявляют о предстоящем повышении налоговой нагрузки, объясняя эту меру не только фискальными потребностями, но и долгосрочными антиинфляционными целями. Заявление главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной проливает свет на экономическую логику принимаемых решений.

Как отметила Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров ЦБ, ожидаемое повышение налогов поможет снизить инфляцию в среднесрочной перспективе, хотя в краткосрочной это даст разовое повышение цен. Это заявление указывает на сложный баланс, который пытаются найти денежные и фискальные власти между текущей стабилизацией и долгосрочными целями.

Какие налоговые изменения готовятся

Пакет налоговых поправок, уже одобренный Госдумой в первом чтении, представляет собой масштабную реформу налоговой системы. Ключевым и наиболее заметным для экономики изменением станет повышение ставки НДС с 20% до 22% с 2026 года. Одновременно существенно расширится круг плательщиков этого налога — предельный размер доходов для применения упрощенной системы налогообложения снижается с 60 млн до 10 млн рублей, что приведет к переходу значительной части малого бизнеса на общую систему налогообложения с обязанностью платить НДС.

Поправки также включают увеличение фискальной нагрузки на отдельные сектора экономики. Для букмекерских компаний вводится налог в размере 5% от оборота при одновременной отмене льгот по налогу на прибыль для тотализаторов и букмекеров. В сфере страховых взносов произойдет отмена льготного тарифа для малого и среднего бизнеса, а для IT-компаний тариф взносов увеличивается с 7,6% до 15%.

Законопроектом предусмотрены и точечные меры поддержки. Сохраняется льготная ставка НДС 10% на социально значимые товары, продлевается освобождение от НДС туристского продукта до 2030 года, а также расширяются налоговые льготы для семей с детьми и участников СВО.

Бюджетный эффект и приоритеты расходов

Согласно финансово-экономическому обоснованию, налоговые новации должны принести в бюджет значительные дополнительные доходы. Общая сумма дополнительных поступлений на 2026-2028 годы оценивается в 6,7 трлн рублей, из которых только в 2026 году ожидается около 1,5 трлн рублей. Основной вклад обеспечит повышение НДС — 1,2 трлн рублей в 2026 году.

Министр финансов Антон Силуанов прямо указал на целевое назначение дополнительных доходов — финансирование обороны и безопасности. По его словам, предлагаемые меры нацелены на «решение важнейших задач, в числе которых обеспечение потребностей СВО, финансирование национальных проектов, выполнение социальных обязательств перед гражданами».

Акцент на финансирование оборонных нужд подтверждается структурой расходов в проекте бюджета на 2026-2028 годы. В 2026 году оборонные расходы составят 12,6 трлн рублей или 28% всех расходов бюджета, что значительно превышает показатели докризисного периода — в 2021 году на оборону направлялось всего 3,6 трлн рублей.

Экономический механизм: почему налоги могут снизить инфляцию

Заявление Эльвиры Набиуллины о дезинфляционном эффекте налоговых изменений имеет под собой твердые макроэкономические основания. Хотя в краткосрочной перспектииве повышение НДС действительно приведет к росту цен, в среднесрочном периоде этот эффект сменится сдерживающим влиянием на инфляцию.

Краткосрочный проинфляционный эффект эксперты оценивают в 0,6-1 процентный пункт к инфляции. Как отмечает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая, при предыдущем повышении НДС в 2019 году с 18% до 20% ЦБ оценил вклад этого решения в инфляцию в 0,55-0,7 п. п..

Однако в средне- и долгосрочной перспективе повышение налогов оказывает дезинфляционное воздействие через несколько каналов:

Во-первых, снижается потребительский спрос, поскольку дополнительные налоговые изъятия уменьшают покупательную способность населения и компаний. Как отмечают экономисты «Эйлера», повышение НДС «вычитает из покупательной способности граждан и при прочих равных снижает потребительский спрос в реальном выражении».

Во-вторых, улучшается сбалансированность бюджета, что снижает инфляционное давление со стороны фискальной политики. Старший директор АКРА Дмитрий Куликов отмечает, что дополнительные доходы бюджета от повышения НДС улучшат структурный баланс примерно на 0,5-0,6% ВВП.

В-третьих, создаются условия для смягчения денежно-кредитной политики. Как подчеркнул глава Минэкономразвития Максим Решетников, налоговые меры по балансировке бюджета «это условие дальнейшего замедления инфляции, макроэкономической стабильности и возможности смягчения денежно-кредитной политики».

Влияние на бизнес и перспективы экономики

Предстоящие налоговые изменения окажут неоднозначное влияние на российский бизнес. С одной стороны, повышение нагрузки неизбежно ударит по рентабельности компаний, особенно в секторе малого и среднего предпринимательства. Президент «Опоры России» Александр Калинин характеризует предложенные меры как «достаточно серьезные и болезненные для бизнеса».

С другой стороны, власти пытаются смягчить негативные последствия через механизмы поддержки. Расширяется применение федерального инвестиционного налогового вычета — использовать его сможет любое лицо, входящее в одну группу с компанией, осуществившей капитальные вложения, вне зависимости от отраслевой принадлежности.

Важным позитивным фактором становится снижение порога для перехода на НДС с 60 млн до 10 млн рублей, что, по замыслу законодателей, должно выровнять условия конкуренции и снизить стимулы для дробления бизнеса. Предприятия, работающие на общей системе налогообложения, получат возможность принимать к вычету выставленный НДС, что даст им больше возможностей для работы с крупными компаниями.

В целом, налоговые изменения являются частью комплексного подхода к управлению экономикой в условиях структурных преобразований и внешних вызовов. Как отмечает Эльвира Набиуллина, хотя в краткосрочной перспектииве население и бизнес столкнутся с дополнительной нагрузкой, в среднесрочном периоде эти меры должны привести к стабилизации экономической ситуации и созданию условий для устойчивого роста.

Осуществляемый властями маневр демонстрирует понимание взаимосвязи фискальной и денежно-кредитной политики. Повышение налогов становится не просто способом увеличения доходов бюджета, но и инструментом макроэкономического регулирования, призванным обеспечить стабильность и сбалансированность экономической системы в условиях продолжающейся трансформации.