Dark Mode Light Mode

Эксперт: когда и на сколько вырастет плата за вывоз мусора в России

Эксперт: когда и на сколько вырастет плата за вывоз мусора в России

В 2025 году россиян ждет очередное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В фокусе внимания — плата за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО), рост которой особенно ощутим для кошелька потребителей. Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ Надежда Капустина раскрыла механизмы и причины предстоящих изменений.

Повышение тарифов на обращение с твердыми коммунальными отходами имеет под собой вполне реальные основания, — пояснила эксперт. — Региональные операторы по всей стране сталкиваются с существенным ростом операционных расходов, связанных как с инфляционными процессами в экономике, так и с необходимостью модернизации инфраструктуры отрасли.

Общероссийский рост тарифов на ЖКУ

Повышение платы за вывоз мусора происходит в рамках общей тенденции подорожания коммунальных услуг по всей России. С 1 июля 2025 года тарифы ЖКХ выросли в среднем на 11,9% по стране, причем в отдельных регионах этот показатель оказался значительно выше .

В Москве, например, тариф на вывоз мусора увеличился на 14,9% — с 7,17 до 8,43 рубля за квадратный метр . Это одно из самых значительных повышений среди всех коммунальных услуг в столице.

Федеральная антимонопольная служба и региональные тарифные комиссии рассматривают заявки операторов на корректировку тарифов, — отмечает Капустина. — Основной аргумент – удорожание топлива, рост заработной платы персонала, увеличение стоимости техники и оборудования для сбора и переработки отходов.

Почему растут тарифы на вывоз мусора

Эксперт выделяет несколько ключевых факторов, обуславливающих постоянный рост платежей за услуги по обращению с ТКО.

Структурные проблемы отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами требуют системного подхода к тарифообразованию, — подчеркивает Капустина. — Недофинансирование сферы в течение многих лет привело к критическому износу полигонов, недостаточному развитию мощностей по переработке и утилизации, а также к низкому уровню сортировки отходов. Все это требует значительных инвестиций.

По данным Минстроя России, средний износ коммунальной инфраструктуры в стране достигает 40%, а в некоторых регионах — 80% . Модернизация этой системы требует колоссальных вложений, которые частично покрываются за счет повышения тарифов.

Масштаб предполагаемого роста тарифов будет существенно варьироваться по регионам, поскольку каждый субъект РФ устанавливает собственные нормативы и учитывает специфические особенности местной инфраструктуры, географические условия и социально-экономическое положение населения, — уточняет экономист.

Региональные различия в тарифной политике

Действительно, различия между регионами в размере повышения тарифов на коммунальные услуги весьма существенны. Если в Ханты-Мансийском автономном округе рост составил всего 9%, то в Пермском крае этот показатель достиг 21,1%.

Власти регионов имеют право устанавливать собственные коэффициенты повышения тарифов, ориентируясь на местные экономические условия. Однако не допускается увеличение размера оплаты за ЖКУ выше максимальных индексов, определенных правительством.

Социальная защита населения

Социальная составляющая тарифной политики остается ключевым фактором при принятии решений о повышении платы за вывоз мусора, поскольку органы власти стремятся сбалансировать необходимость обеспечения финансовой устойчивости отрасли с доступностью коммунальных услуг для населения, — отмечает Капустина.

Для поддержки граждан, которые тратят на коммунальные услуги значительную часть своего дохода, в России действует система субсидий. Право на получение такой государственной помощи имеют разные категории граждан, включая пользователей жилого помещения в государственном или муниципальном фонде, арендаторов, участников жилищных кооперативов и собственников жилья.

Главное условие для получения субсидии — чтобы расходы на оплату ЖКУ превышали установленный в регионе процент от совокупного дохода семьи. На федеральном уровне этот порог не может превышать 22%, но регионы вправе устанавливать более низкие значения. Например, в Москве претендовать на субсидию могут те, кто тратит на коммуналку больше 10% доходов, а в Санкт-Петербурге — более 14%.

Перспективы на будущее

Ожидается, что рост тарифов будет происходить поэтапно, с учетом индексации доходов граждан и возможностей региональных бюджетов по предоставлению субсидий наиболее уязвимым категориям потребителей, — прогнозирует Капустина.

При этом окончательные решения будут приниматься после проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в каждом конкретном регионе, что позволяет учесть мнение населения и найти компромисс между экономической целесообразностью и социальной приемлемостью повышения тарифов.

В ближайшие три года тенденция к росту тарифов на коммунальные услуги сохранится. Согласно прогнозу Минэкономразвития РФ, с 2026 по 2028 год совокупный платеж за коммунальные услуги будет увеличиваться в среднем на 9% в год.

Таким образом, повышение тарифов на вывоз мусора — это обоснованная мера, направленная на развитие и модернизацию отрасли обращения с отходами. Однако ее реализация должна сопровождаться эффективными мерами социальной поддержки граждан, позволяющими смягчить финансовую нагрузку на наименее защищенные категории населения.