Dark Mode Light Mode

Пентагон переходит в режим войны: Tomahawk уже раскопан

Пентагон переходит в режим войны: Tomahawk уже раскопан

В США завершилась «эра министерства обороны», уступив место «министерству войны», которое будет сосредоточено исключительно на подготовке к будущим вооружённым конфликтам. Об этом сообщил глава Пентагона Пит Хегсет на экстренном заседании с американскими генералами и адмиралами.

«Готовиться к войне и готовиться к победе. Непреклонно и бескомпромиссно в этом стремлении. Не потому, что мы хотим войны. Никто здесь не хочет войны. А потому, что мы любим мир», — заявил Пит Хегсет.

Он также отметил, что пацифизм представляет собой угрозу, и теперь США должны защищать свои интересы, руководствуясь принципом «мир через силу».

Необходимость подготовки к новым военным конфликтам подчеркнул и председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал Дэн Кейн, который также принимал участие во встрече.

«Мы должны быть готовы к войне», — призвал он в обращении к американским генералам и адмиралам.

По словам Кейна, страна находится в особенно динамичных и потенциально опасных условиях, когда глобальные риски стремительно возрастают. Он добавил, что противники США действуют сейчас более скоординированно, чем когда-либо ранее.

После выступлений руководителей Пентагона и Объединенного комитета начальников штабов слово взял Дональд Трамп. Президент США отметил свою готовность собрать президентов России Владимира Путина и Украины Владимира Зеленского для обсуждения конфликта на Украине.

«Мы соберем их вместе и все решим. Но сделать это можно только с позиции силы», — заявил президент США.

Трамп добавил, что Вашингтон намерен участвовать в мирном урегулировании, подчеркивая, что США остаются державой с «огромной силой». Он также выразил свое разочарование по поводу состояния диалога с Россией.

Кроме того, Трамп обратил внимание на усиливающиеся позиции России и Китая, а также на угрозу, которую это представляет для Соединенных Штатов. В частности, он указал на сложную ситуацию, с которой сталкивается американский флот.

«Мы опережаем Россию и Китай в подводных лодках на 25 лет. Россия на втором месте, Китай на третьем, но они догоняют — через пять лет они будут на равных. Они догоняют», — высказал опасение глава Белого дома.

Происходит это на фоне потепления отношений между Вашингтоном и Киевом. По информации источников WSJ, президент Трамп дал согласие на расширение обмена разведывательными данными между американскими службами и Киевом. Это включает помощь в определении целей, таких как нефтеперерабатывающие заводы, трубопроводы и энергетические сети. Согласно данным издания, американские чиновники призывают союзников по НАТО предпринять аналогичные меры.

Один из источников отметил, что Белый дом еще должен предоставить письменные указания для начала операций, но основное решение уже принято.

Ранее Дональд Трамп пытался выступать в роли посредника в мирных переговорах с Москвой и ограничивал передачу Украине дальнобойного вооружения. Однако, по словам источников, сейчас администрация считает, что давление на российскую энергетику может ослабить ее военный потенциал.

До недавнего времени США ограничивали использование своих вооружений для атак на цели в глубине России. Тем не менее, вице-президент США Джей Ди Вэнс подтвердил, что Белый дом рассматривает запрос Украины на поставку крылатых ракет Tomahawk с дальностью до 2500 км.

Кроме того, WSJ сообщает о возможных поставках Украине ракет Barracuda-M, разработанных компанией Anduril Industries. Эти ракеты являются среднедальними и могут запускаться с различных платформ, включая истребители и бомбардировщики. Дальность полета Barracuda-M в зависимости от модификации составляет около 900 км.

Безусловное подчинение военных Трампу имеет свои причины. Текущая администрация США придерживается совершенно иного взгляда на роль страны в мировых делах и стремится, чтобы вооруженные силы соответствовали этому новому подходу. Более полное понимание ситуации можно будет получить только с выходом обновленной версии оборонной стратегии США, над которой уже активно работают.

Просочившаяся в СМИ информация выглядит весьма интригующе. Судя по всему, в стратегию будет включена глобальная переработка размещения американских войск: некоторые командования будут расформированы, часть войск будет выведена из дальних регионов, включая Европу, а акцент будет сделан на защиту территории США и операции в близлежащих регионах.

Выступление Трампа и Хегсета, реформирование американского военного ведомства, а также новые вызовы для России мы обсудили с военным экспертом, историком Юрием Кнутовым.

— Юрий Альбертович, в чем, по вашему мнению, главная цель реформ, которые затеял Трамп, переименовывая министерство обороны в министерство войны, и что это значит для России?

— Вообще, если говорить по-простому, это называется подведение итогов работы армии до Трампа и постановка задачи на ближайшую перспективу. Именно то, что он собрал всех первых лиц американской армии, многих и удивляет. Но, с другой стороны, у каждого командира есть заместитель, который остается за него. Поэтому это, в общем-то, не так страшно.

Еще до этого мероприятия выступал Хегсет и говорил о том, что по итогам саммита в Брюсселе в начале лета, было принято решение 10 тысяч военнослужащих из Польши и Румынии перебросить в США для усиления охраны границ между Мексикой и Соединенными Штатами.

Кроме того, Трамп объявил о программе «Золотого купола», её тоже надо реализовывать. Нужно было поставить задачи космическим войскам, а также другим видам и родам вооруженных сил, которые будут в этой программе задействованы.

Также было сказано о ядерной триаде. Было сказано о бомбардировщике B-21 Rider. Четыре опытных экземпляра сейчас направлены для дальнейших испытаний и доработок. Кроме того, была объявлена разработка для атомных подлодок типа Columbia неперегружаемым реактором на 40 лет. Ну и сюда же и ракеты Sentinel, которые должны прийти на смену Minuteman III.

Отдельно нужно отметить интересные заявления Трампа и Хегсета, касающиеся «гендерной повестки». Было прямо сказано, что все эти гендерные дела, когда боевой подготовке уделялось очень мало внимания и мало времени, теперь уходят в прошлое.

Из важного стоит отметить заявление, что, в связи с переориентацией на Азиатско-Тихоокеанский регион, меняются также приоритеты в армии Соединенных Штатов.

Я так полагаю, что будет принято решение о переброске каких-то сил и средств в район Дальнего Востока к границам Китая — Филиппинам, Южной Корее и т.д. Фактически это выступление предназначено для того, чтобы показать те задачи, которые будут стоять перед вооруженными силами США в ближайшие годы. Но, если исходить из названия «Министерство войны», то, естественно, меняются и те функции, которые будут выполнять американцы.

То есть главное — это подготовка к войне и умение воевать, о чем и говорил Пит Хегсет. Кроме этого, из уст Трампа прозвучали слова о мощи американской армии и опасения, что Россия и Китай уже дышат в спину США. Это все говорит о том, что гонка вооружений, включая ядерные, будет усиливаться и давление на Россию также будет усиливаться со стороны США.

В целом, можно сказать о том, что это были достаточно воинственные заявления. И говорить о том, что оно будет способствовать как-то движению к миру или снятию напряженности, я бы не стал. Наоборот, сейчас США попытаются эскалировать обстановку, в первую очередь, в отношении Китая и России.

Тем более, что и президент Украины, и ряд других руководителей говорили о том, что Соединенные Штаты Америки сейчас попытаются силовым способом заставить Россию пойти на условия мира, которые устраивает Киев, но не устраивают нас.

— Продолжается обсуждение передачи Киеву «Томагавков». Насколько этот сценарий осуществим и что это даст ВСУ?

— О «Томагавках» пока что еще ясности нет. Мы знаем из СМИ, что Украина запросила «Томагавки», но вообще-то Украина представила список на 90 млрд долларов.

Но это не значит, что весь тот список, который Киев представил США, будет удовлетворен. Вопрос о «Томагавках» рассматривается американцами, но здесь есть большой вопрос, касающийся дальнобойности.

«Томагавки» в ядерном исполнением достигают дальности 2500 км. В обычном исполнении с фугасной боевой частью порядка 450-500 килограмм, дальность где-то 1600-1800 километров. Их крейсерская скорость примерно 900 км/ч, причем лететь они могут с огибанием местности, на высоте в 50 метров. С учетом их большой дальности, в принципе, до Урала они могут достать.

Раньше они запускались с кораблей — крейсеров, эсминцев или подводных лодок. В принципе, «Томагавки» можно запускать со стратегических бомбардировщиков B-52 и B2 Spirit, но пока действует договор о стратегических наступательных вооружениях до февраля будущего года, эта позиция исключается.

В Украине нет ни бомбардировщиков, ни кораблей, ни подлодок, способных запускать «Томагавки». Но в то же время их запускают с универсальных установок МК-41, которые изначально запроектированы, как ПВО. При перепрограммировании, где-то за 40 минут происходит так, что с этих установок можно запускать «Томагавки».

Но не так давно Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) перестал действовать. Американцами было принято было решение о создании пусковой установки Typhon. В прошлом году обнародовали информацию о их появлении. Но я думаю, что она была создана раньше.

Typhon представляет из себя тягач, к которому крепится прицеп. На прицепе устанавливаются четыре контейнера с «Томагавками» — усеченная версия этой универсальной установки МК-41. Батареи уже разворачивали в Германии, на Филиппинах и в других странах, где проходили маневры.

США планируют развернуть на постоянной основе эти комплексы на территории ФРГ. То есть, если будут переданы «Томагавки» и установки Typhon, то появляется возможность и для запуска этих ракет.

— Что это значит для России?

— По большому счёту это большой вызов нам. И отвечать мы можем на него только одним способом. У нас есть многоцелевые атомные подводные лодки «Ясень» с «Цирконами» на борту. То есть подлодка «Ясень», которая будет дежурить у берегов США, создаст примерно такие же угрозы американцам, как «Томагавки» на Украине для нас.

Мы прекрасно понимаем, что «Томагавки» можно запускать только при соблюдении двух условий. Первое — установки получает сигнал от американских спутников. И второе — в их обслуживании будут участвовать военные советники Соединенных Штатов Америки. То есть, по сути, американские военные.

В Нью-Йорке на Генеральной ассамблее встречались глава МИД России Сергей Лавров и госсекретарь США Марко Рубио. Разговор был откровенный и достаточно жесткий. Я думаю, что стоит ожидать еще одной встречи Лаврова и Рубио, на которой как раз должен будет подняться вопрос о передаче «Томагавков». Думаю, что идут и закрытые контакты. У нас есть аргументы, которые можно привести для того, чтобы «Томагавки» на Украине не появлялись.

«Томагавки» в свое время применяли в Ираке. Там их мало было, но работали они эффективно. Затем их использовали в Сербии. В Сербии они даже сбивались не только зенитно-ракетными комплексами, но и с обычных зенитных установок.

Позже «Томагавки» применялись в Сирии, при ударе по авиабазе Эш-Шайрат. Там бы комплексный удар, в том числе и другими ракетами. В Сирии тогда использовались системы РЭБ и ЗРК еще советского образца. По данным МО РФ, тогда было сбито примерно до 70% крылатых ракет, что говорит о высокой эффективности даже старых систем, которые борются с «Томагавками».

Я уже не говорю о современных российских зенитно-ракетных комплексах. Поэтому, собственно говоря, уж такой неразрешимой проблемы нет. Но, в случае массированного удара, если будет запущена стая крылатых ракет, это может создать проблемы ПВО, и может произойти прорыв воздушной обороны.

— Несмотря на это, в последние месяцы ПВО России испытывает серьезные вызовы. СМИ пишут, что после ударов украинских беспилотников якобы простаивает порядка 38% нефтеперерабатывающих мощностей. Что нужно сделать для разрешения проблемы?

— На протяжении длительного времени я продолжаю говорить о необходимости создания местной системы ПВО под эгидой Росгвардии, которая должна оснащаться определенными средствами борьбы. В районе линии фронта развернуты мобильные группы ПВО. Подобные мобильные группы должны создаваться на охране важных объектов внутри страны.

Уже появились фотографии, как один из НПЗ закрыт — полностью обтянут сеткой сбоку и сверху, что обеспечивает защиту от дронов. В принципе такие пассивные системы защиты также эффективны.

Украина на своих объектах широко применяет специальные электронные звукоулавливатели, которые устанавливаются на вышки сотовой связи. Они по звуку определяют пролет дронов, дальше на пункте управления компьютера определяют направление полета этих дронов. В определенную точку, где этот беспилотник окажется через 10-15 минут, выезжает спецгруппа для уничтожения дронов.

Эта система показала свою эффективность, ее можем скопировать. Не вижу ничего страшного в том, чтобы ее скопировать, если она будет работать эффективно. А в перспективе надо заниматься тем, чтобы строить рубеж от Балтийского до Черного моря, который должен включать в себя все системы защиты не только от беспилотников, но и от крылатых ракет, а может быть даже и от более серьезных целей.

Иван Солдатов