Dark Mode Light Mode

Часть мира отказывается кормить США за свой счет

Часть мира отказывается кормить США за свой счет

Мир разделился на тех, кто продолжает за свой счет кормить США, и тех, кто больше не хочет этого делать. Индия активно подключилась к отказу спонсировать США вслед за Россией и Китаем. Последние снижают свои инвестиции в гособлигации США уже более десяти лет. Дели начал это делать позже, однако задолго до введения торговых пошлин Вашингтоном.

Индия сократила инвестиции в гособлигации США в июне по сравнению с маем – с 235 до 227 млрд долларов. Однако снижать вложения в американский госдолг Дели начал задолго до торговых пошлин. За год этот показатель уменьшился примерно на 15 млрд долларов. Одновременно Резервный банк Индии увеличил свой золотой запас, который достиг к июлю 880 тонн против 841,5 тонны годом ранее.

Резервный банк Индии также постепенно репатриирует больше золота – на территории страны сейчас хранится 512 тонн металла по сравнению с 292 тоннами в сентябре 2020 года. Финансовый министр Индии ранее заявлял, что решение о диверсификации резервов было «очень взвешенным» на фоне роста общей валютной «подушки» до 694 млрд долларов.

Мировой тренд на сокращение вложений в госдолг США задала Россия после 2014 года. Мы довольно быстро избавились от этих американских бумаг. Следом этот тренд подхватил Китай, который стал системно снижать зависимость от доллара и увеличивать долю золота в резервах. В начале 2010-х годов КНР стала крупнейшим держателем госдолга США, достигнув пика в 2013 году в 1,28 трлн долларов. Однако уже в 2018–2019 годах Китай уступил первое место Японии и снизил свои вложения до чуть более 1 трлн долларов.

В последние годы сокращение стало еще более интенсивным: в 2021–2024 годах Китай вывел из «трежерис» более 250 млрд долларов. На конец 2024 года объем его вложений снизился до минимума с 2009 года – до 759 млрд долларов. Теперь Китай только третий по величине держатель госдолга США. На первом месте Япония – около 1,1 трлн долларов, на втором – Великобритания (около 850 млрд долларов). Среди других стран наращивают свои доли в этом году также Канада, Франция и Сингапур. А Германия и Швейцария сокращают.

«США, по сути, настаивают на закупке американских облигаций Японией и европейскими странами. США могут себя так вести, учитывая зависимость японской и европейских экономик от американского рынка и финансовых институтов. Все эти экономики функционируют сообща и по сути являются заложниками высоких долгов друг друга», – говорит Екатерина Новикова, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Индия подключилась к России и Китаю и к отказу спонсировать США позже, однако все-таки задолго до торговой войны Трампа – сразу после 2022 года.

«Индия начала сокращать вложения в госдолг США с 2022 года. Опыт заморозки золотовалютных резервов России подтолкнул многие страны сокращать долю US-Treasuries в международных резервах. Кроме того, наметился тренд на репатриацию золота в границы государств в рамках отказа от иностранных хранилищ центробанков», – говорит руководитель аналитического управления банка «Зенит» Владимир Евстифеев. Данные страны типа Японии и Великобритании исторически продолжают покупать госдолг США в рамках инвестиционных деклараций по резервам, в которых прописана соответствующая структура вложений, добавляет он.

«С 2014 года многим странам стало понятно, что дальнейший рост западных экономик, в первую очередь США, требует все новых рынков и вытеснения других игроков, с чем были абсолютно не согласны экономики торгового блока БРИКС. Поэтому начался медленный, но отход стран БРИКС от западных международных систем и создание альтернативных», – говорит Новикова.

Для США все это очень неприятная история, так как экономика страны живет в долг, занимая средства у всех этих стран через выпуск гособлигаций. Это позволяет финансировать бюджет, где расходы серьезно превышают налоговые и иные доходы. Объем госдолга превышает 36 трлн долларов по состоянию на 2025 год, что выше ВВП страны на 26-27 трлн долларов. То есть

США живут на 10-11 трлн долларов сверх того, что могут себе позволить, и спонсором их красивой жизни в долг являются все те же Япония, Великобритания и другие.

Поэтому когда старший советник президента США Дональда Трампа по торговле и производству Питер Наварро назвал страны альянса БРИКС «вампирами», которые высасывают американскую кровь своей нечестной торговой практикой, он явно в своем глазу бревна не видит. США сами живут за чужой счет как вампиры.

«Для Вашингтона приток внешних инвестиций в Treasuries критически важен, так как позволяет финансировать хронические бюджетные дефициты без резкого роста стоимости заимствований, а снижение спроса ведет к росту доходностей и удорожанию обслуживания долга», – говорит Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам».

В теории сброс огромного объема госдолга США, которым владеет Китай, мог бы стать значимым аргументом в торговых переговорах с Дональдом Трампом. Однако эксперты сомневаются, что Пекин будет использовать его на деле. Этот процесс идет медленно не потому, что азиатские страны не хотят избавиться от долларовой зависимости, а потому, что это не так просто сделать.

«Быстрая продажа большого объема американских гособлигаций Китаем приведет к обвалу всех рынков, включая и китайский», – говорит Новикова. Пострадает и сам Китай, который будет продавать гособлигации США с большими убытками, тогда как США в этом случае может эмитировать доллары для этих целей, чтобы не допустить чрезмерного влияния на экономику и финансовый рынок, говорит Евстифеев.

«Постепенная продажа американских облигаций дает возможность США их выкупить, а Китаю готовиться к переходу на новую систему, которая в меньшей степени будет зависеть от доллара», – говорит Новикова.

Что касается Индии, она тоже вряд ли станет использовать свои резервы как оружие в торговом споре с США из-за введенных пошлин: объем ее вложений в американский долг значительно меньше, чем у лидеров, а резкая продажа ударила бы по собственным финансовым интересам страны, говорит Кабаков. Поэтому действия Дели стоит воспринимать не как попытку давления, а как продуманную стратегию снижения рисков и укрепления финансовой независимости, заключает он.

Ольга Самофалова