Цены на отдых в Турции не снизятся, даже если уберут шведский стол — эксперт
Турецкая туриндустрия стоит перед непростым выбором: попытка сэкономить на организации питания может обернуться массовым оттоком российских туристов. Как сообщил кандидат экономических наук, доцент ИМЭС Александр Суетин в интервью Finam.ru, отказ отелей от привычной системы «шведский стол» при сохранении высоких цен станет для многих туристов сигналом к смене направления отдыха.
Идея пересмотреть формат питания, по мнению эксперта, вызвана желанием турецких отельеров снизить издержки. Однако Суетин предупреждает: эта экономия будет мизерной на фоне потенциальных потерь. Затраты на питание в структуре себестоимости тура занимают незначительную долю, поэтому ощутимого снижения цен на путевки ждать не стоит.
«Отказ от шведского стола при сохранении высоких цен будет воспринят как ухудшение качества отдыха, что в условиях насыщенного туристического рынка моментально отразится на спросе», — подчеркивает Александр Суетин.
Эксперт напоминает, что «шведский стол» давно стал не просто услугой, а костяком турецкого турпродукта, особенно для россиян. Удобство системы «всё включено» с широким выбором блюд – ключевой фактор выбора Турции для миллионов отдыхающих, ценящих возможность не задумываться о еде во время отпуска.
Универсальность под угрозой
Суетин обращает внимание на уникальность формата, который удовлетворяет разнообразные запросы: диетические ограничения, религиозные предписания, детское меню или просто желание попробовать множество блюд. Альтернативные системы питания не смогут предложить такую же гибкость.
«У каждой категории туристов — свои предпочтения: одни придерживаются строгих диет, другие — религиозных ограничений, третьи просто хотят вкусно и много есть. “Шведка” — это универсальное решение, которое закрывает все запросы», — поясняет экономист.
Куда уйдет турист?
Последствия отказа от привычного формата, по прогнозам Суетина, будут быстрыми и ощутимыми. Сохранение высоких цен при урезании сервиса заставит россиян искать альтернативы. В первую очередь взгляд туристов обратится к традиционным конкурентам Турции:
Египет и Тунис, предлагающие аналогичную систему «всё включено» с богатыми шведскими столами.
Экзотические направления, включая набирающую обороты КНДР.
Внутренний туризм в России, где за последние годы значительно расширилась география и улучшилось качество предложения – от пляжей Черного моря до горных курортов и экскурсионных программ.
«Отдых в России за последние пять лет демонстрирует стабильный рост, расширяется карта курортов, предлагаются разнообразные форматы досуга… В случае ухудшения условий в Турции, именно внутренний туризм может стать основным бенефициаром», — отмечает эксперт.
Цена ошибки
Эксперты сходятся во мнении: эксперименты с фундаментом турецкого турпродукта крайне рискованны. Привычки туристов формируются годами, и резкое изменение ключевого элемента сервиса без адекватной компенсации в виде снижения цен подорвет доверие. В условиях жесткой конкуренции на туристическом рынке и наличия множества альтернатив, такой шаг может привести не к экономии, а к значительному падению доходов турецкой индустрии гостеприимства, все еще оправляющейся от предыдущих потрясений.