Лучший бомбардир в истории челябинского футбола был мотором и душой «Локомотива». Того самого, который в 80-е годы прошлого века на высоком уровне выступал в союзном чемпионате страны. Став тренером, добился наивысших достижений с мини-футбольным клубом «Фениксом», стоял у истоков «большого» челябинского «Спартака-Лукойла». Сейчас Фаиль Миргалимов четвертый год тренирует девушек, добивается с ними определенных результатов. Но не может вывести их на еще более высокий уровень из-за хронических проблем с финансированием. Хотя все возможности, как признается сам тренер, в Челябинске для этого есть.
— Фаиль Фарасатович, ваше решение взять группу девушек и поднимать женский футбол в Челябинске стало неожиданным. В действительности, зачем вам это? Как игрок и тренер вы уже давно всем доказали.
— Знаете, я тут начал копаться в архивах истории. Выяснил, что я далеко не первый, кто решил поднять женский футбол в Челябинске. Начала у нас с девочками заниматься в Ленинском районе Нина Фазылова. Затем был Сергей Номеровский, несколько его воспитанниц даже в молодежную сборную России входили. Саит Айткулов с Валерой Линниковым на базе ЧГПУ пробовали сильную команду создать. Что-то у них получалось, что-то не очень. Но все они, а теперь и я, не можем пробить стену непонимания и отчуждения — женскому футболу в Челябинске катастрофически не хватает внимания и финансирования. И ладно, если б для этого нужны были какие-то серьезные денежные вливания.
— Какие именно?
— 25-28 миллионов — этого достаточно для того, чтобы наши девушки играли за наш регион как в мини, так и в большом футболе на достойном уровне. Как минимум брали бы медали во втором эшелоне чемпионата страны. Но главное — получали бы хоть какую-то зарплату за свой кропотливый труд. А ведь в футболе, тем более женском, карьера скоротечная — 7-8 лет и все, бутсы вешают на гвоздь. Девчонки замуж хотят, мамами стать. Да, в большом женском футболе есть элита чемпионата России. Там у лидеров — столичных ЦСКА и «Локомотива» — бюджет клубов под 200 миллионов рублей. Да нам и не надо столько. Нам бы удержать своих девчат здесь, в Челябинске — чтоб они играли за нашу же команду, получали удовольствие от игры, были патриотами Южного Урала.
— Как вы оказались в женском футболе?
— В 2018 году пришел в наш спортивный вуз, а там на кафедре спортивных игр работала Вера Опейкина — известный наш арбитр, судья ФИФА (Международная федерация футбола). Говорит мне, мол, заявляйте нашу команду на региональный турнир. Я удивился: у нас что в городе есть хорошие футболистки? А их, оказывается, пруд пруди. Честно скажу — я женским футболом особо никогда и не интересовался, не воспринимал его всерьез. И все же решил посмотреть девчонок в деле. Собрал команду, отправился с ними на собственные деньги в Курган. А мы с ходу, без серьезной подготовки, заняли второе место на турнире. Уже тогда сделал для себя открытие — у нас есть хорошие футболистки, с которыми можно и нужно работать.
— То есть у них сразу стало все получаться?
— Скорее нет, чем да. Но благодаря тренировкам они стали повышать уровень мастерства. Мы начали выступать в первой лиге. Я укрепил состав, взял несколько талантливых девочек с области, одну из колледжа. Стал спрашивать у знакомых, которые где-то что-то да слышали про хороших футболисток. Выиграли первую лигу, вышли в «вышку», в финал регионального Кубка страны. И все это в первый год работы. Надо на Кубок ехать — а денег нет, финансирования не предусмотрено. Пришлось уговорить Ассоциацию мини-футбола России (АМФР) провести финал в Челябинске. Я продал землю, чтобы сохранить команду, кое-как сезон доиграли. В сезоне-2021/22 нам выделили из регионального Минспорта 2 миллиона рублей. Это ж копейки! Девчонкам кушать надо, у многих нет отцов, кто-то из детдома. А перед стартом чемпионата потеряли восемь ведущих игроков, но сумели занять итоговое третье место. Оказались впереди команды из Тюмени, где есть своя специализированная футбольная женская школа.
— За счет чего такого результата добились? Команда ведь практически с нуля формировалась. Или это к вопросу о не самой высокой конкуренции в женском футболе?
— Конкуренция да, оставляет желать лучшего. Но и мы плодотворно подготовились к турниру — по два раза в день тренировались. Здесь уместней говорить о другом. Девушки по своей природе более дисциплинированные, трудолюбивые и терпеливые.
— Тяжело было с ними работать на первых порах?
— И сейчас нелегко. Но сдерживаю себя. Даже материться перестал. А вот они иногда себе позволяют на крепком русском выражаться?
— На вас?
— Боже упаси! Не идет у них игра — ругаются на себя.
— А вы их ругаете? Хотя бы за невыполнение тренерской установки?
— Я в работе и с пацанами-то не позволял себе сильно на них орать. Только по делу (улыбается). Я как тренер знаю потенциал игроков, вижу их работу на тренировках. И когда вижу, что в играх они его не реализовывают, попадают в ступор — вот это выворачивает наизнанку, выводит из себя. Получается примерно так, как говорит наставник национальной сборной Валерий Карпин: «Тренируем на поле одно, а в матчах играем другое».
— Много у нас в регионе девушек играют в футбол?
— Более двух тысяч! И самое интересное, по разным возрастам наши команды побеждают на различных всероссийских турнирах. Есть неплохие команды девочек в Златоусте, Магнитогорске, Аше. Там такие таланты… Но они у нас надолго не задерживаются — разбирают по городам каждый год. Вот недавно Алису Мишурину взял московский «Локомотив». Бесплатно! Ранее Мануйлова, Кузьмина, Безенкова ушли в другие клубы. Возникает вопрос — а мы для кого детей-то готовим? Где наш патриотизм и желание делать ставку на собственных воспитанников? Была бы специализированная школа, где девчонки могли получать какое-то развитие и рост мастерства. И элементарную стипендию с минимальный оплатой труда, чтобы они не только за счет своего энтузиазма играли.
— То есть основание для пирамиды есть, а надстройки для развития женского футбола в регионе нет?
— Надстройка эта, по сути, тоже есть. Денег нет! Без трудовых обязательств у нас не команда, а драмкружок.
— А вы этим драмкружком заведуете.
— Да, так и есть. Это моя личная инициатива поднять женский футбол в Челябинске. Есть желание помочь девочкам реализовать себя, добиться с ними хороших результатов, видеть положительную динамику в их росте как спортсменок.
— Другими словами, вы считаете, что у нас есть возможности на уже существующей базе сделать нормальный клуб, который может давать результаты в чемпионате России?
— Конечно! Они знают, кто такой Миргалимов. Знают, какие команды я тренировал. Я же раньше работал с мужскими клубами, но знаете — никогда подобных проблем не испытывал. И ладно, если бы они были игрового характера — это все решаемо. А вот как смотреть девчонкам в глаза, понимая, что они за свою работу денег не получают. Они что, изгои какие-то? Чем они заслужили такого к себе отношения? Начинаешь за них бороться, обивать пороги спортивных чиновников. И слышишь в ответ — бюджет не резиновый, расставляем приоритеты.
— А в игровом плане сложности есть? Вы больше тренируете или учите девчонок играть в футбол?
— По большому счету, никакой разницы в этом плане нет. И мужиков порой приходится учить, а не тренировать. В футболе так же актуальна пословица — «Повторение — мать учения». Это так же естественно, как, скажем, чистить зубы по утрам.
— Эти занятия превратились для вас в рутину или находите в них что-то новое?
— Вспоминаются слова того же Карпина. У него для «Спартака» одни конспекты, для «Ростова» другие. Здесь такой же случай: подстраиваешься, предлагаешь разные варианты тренировок. Если ставим тактику, то она должна базироваться на техническом исполнении игроков, а ее можно отрабатывать годами. Естественно, выбираю тот стиль игры из того материала, что имею в своем распоряжении. И стараюсь эмоции во время игр держать при себе. Хотя один раз забылся… В прошлом году играем против соперников из Тюмени. Ну, я вспылил чутка. После матча смотрю на девочек — а они глаза в пол, плечи вздрагивают — рыдают. Так я по дороге назад устал им шашлыки заказывать и извиняться за то, что не сдержался (смеется).
— В Челябинске семь футбольных школ, две из них — олимпийского резерва. То есть больше, чем хоккейных. Возникает резонный вопрос — а футбольный ли на самом деле наш город?
— Футбол в Челябинске с 1936 года, хоккей — с 1947-го. Вот вам и ответ.
— Почему же тогда не получилось у футбола громко заявить о себе?
— Почему не получилось? Давайте объективно — в хоккее есть шесть стран, которые могут претендовать на победу в чемпионате мира — США, Канада, Россия, Швеция, Чехия, Финляндия. И все! Полмира в хоккей не играет. Конкуренция с футболом не сопоставима! Хоккей никогда не был и не будет спортом номер один в мире.
— Сейчас Россию исключили из мирового сообщества в связи со всеми известными событиями. Может быть, теперь будут расставлены другие приоритеты…
— Хотелось бы верить, что это как-то отразится на судьбе женского футбола. Около 13 лет я работал и трудился не в Челябинске. Но за это время ничего в городе не изменилось. А в соседнем Екатеринбурге, например, в ноябре прошлого года создали футбольный интернат для девушек. Они и раньше переманивали у нас лучших игроков, а теперь и подавно будут это делать, потому что у них теперь есть условия для роста. Вот есть у нас Полина Богданова. Девочка — талант! Ее уже пол-России взяли «на карандаш». Как ее удержать в Челябинске? Надо создавать систему, вертикаль подготовки футболисток — основной клуб, дубль, команда вуза, школа… Создавать инфраструктуру, готовить тренеров. Я вот трех подготовил, но считаю, что мало — надо 20.
Я ж не для себя прошу. Для девочек. Пока еще есть возможность помочь им — это надо сделать. Потом уже может быть поздно и мы потеряем женский футбол в Челябинске лет на 15-20. А, может, и навсегда.
— Были бы перспективы. А вы их, судя по всему, видите.
— Дело даже не в них. Дайте возможность талантливых девочкам реализовать себя в этом виде спорта. Они этого заслужили!
— Вы сами не устали от всего этого? Вам в кайф работать с женской командой?
— Я вижу результат, а это главное. И в жизни так же. Люблю делать что-то своими руками — чинить, ремонтировать, изобретать что-то новое. Смотришь на свою работу — значит не зря время тратил и силы! Говорят, без прошлого нет настоящего. А если нет настоящего, то и будущего не будет. Вот и думаю, хватит ли времени и сил дождаться какого-то перелома. Наверное, должна быть какая-то политическая воля и решение «сверху» изменить эту ситуацию.
Мне довелось увидеть, как проводит футбольные тренировки наш губернатор. Сразу увидел в нем командного игрока. И не случайно в товарищеском матче между командами Совета Федерации и Правительством Челябинской области в Москве Алексей Текслер был одним из лидеров на поле, забил гол.
В мае наша женская команда стартует в первенстве России среди женских команд во второй лиге большого футбола. Я уверен, что девчонки не ударят в грязь лицом, покажут себя с лучшей стороны. Они достойны того, чтобы на них обратили внимание.