Россия признает Тайвань территорией Китая, следует из совместной декларации двух стран, подписанной в рамках визита в Пекин президента Владимира Путина.
«Российская Сторона подтверждает приверженность принципу «одного Китая», подтверждает, что Тайвань является неотъемлемой частью Китая, выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме», — говорится в документе, опубликованном в пятницу на сайте Кремля.
Ответного признания Крыма российской территорией от Пекина, впрочем, добиться не удалось. Китай отказывается официально и открыто поддержать российскую позицию по вопросу принадлежности полуострова, ограничиваясь пространными заявлениями. В 2015 году премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, комментируя вопрос Крыма, говорил о поддержке «территориальной целостности Украины» и призывал решать проблемы путем диалога. В декларации-2022 о Крыме нет ни слова.
Зато Китай, согласно документу, «относится с пониманием и поддерживает» предложения Москвы по гарантиями безопасности, выдвинутые в адрес США и НАТО. Они, напомним, заключаются в том, чтобы решение о включении Украины и Грузии в Североатлантический альянс было отменено, а военная инфраструктура блока вернулась бы к границам 1997 года, что де-факто означает вывод баз, войск и вооружений из всех восточно-европейских стран.
«Стороны выступают против дальнейшего расширения НАТО, призывают Североатлантический альянс отказаться от идеологизированных подходов времен «холодной войны», — говорится в декларации.
Кроме этого, Москва и Пекин едины в позиции по вопросу прав человека: не отрицая универсальность декларации ООН, они настаивают на необходимости учитывать уровень развития, историю, сложившийся общественный строй и национальную специфику.
«Необходимо соотносить универсальность прав человека с реальной ситуацией в той или иной стране, защищать права человека в соответствии с положением дел в государствах и потребностями населения», — говорится в документе.
Это же касается и стандартов демократии, которая, согласно декларации, не должна «строиться по трафаретам». Собственный общественный строй Россия и Китай единодушно считают демократическим, подчеркивая:
«В зависимости от общественно-политического устройства, истории, традиций и культурных особенностей конкретного государства его народ вправе выбирать такие формы и методы реализации демократии, которые соответствуют специфике данного государства».
В ходе 3-часовых переговоров Путин и Си Цзиньпин договорились координировать действия на международной арене, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. По его словам, речь шла о попытках размыть ООН и создавать некие клубы по интересам, которые будут создавать разделительные линии в международных делах.
«Президент России изложил еще раз нашу линию на переговорах с американцами, с НАТО о необходимости выработать ясные гарантии безопасности на европейском континенте. Председатель КНР подтвердил поддержку линии России в этом вопросе. Подчеркнул, что она является отражением справедливых чаяний российского государства и российского народа», — сообщил Лавров.
Сам Цзиньпин ни сказал об этом ни слова, отмечает Финанз.ру.
Комментирует Анатолий Несмиян:
На переговорах с Си Цзиньпином Путин твердо подтвердил приверженность России принципу одного Китая, поддерживая претензии материкового Китая на Тайвань. Стоит отметить, что встречную любезность в плане признания Крыма российским товарищ Си оказывать не собирается.
Позиция Китая по отношению с Россией строится на том, что китайцы прекрасно понимают положение, в которое загнал страну Путин. Слабая страна (а Россия сегодня даже в «двадцатке» занимает сугубо символическое место) старается строить свою политику на балансах между интересами сильных. Скажем, тот же Китай еще лет тридцать-сорок назад точно так же балансировал на противоречиях между СССР и США, дистанцировался от них, и поэтому обладал пространством для маневра.
Россия Путина, побив все горшки с Западом, не имеет возможности балансировать, а потому вынуждена занимать вассальное положение по отношению к Китаю. В такой ситуации ни о какой самостоятельной политике говорить не приходится. Она фрагментируется, восточное направление практически никак не увязывается с западным, ситуация на южных рубежах тоже выглядит отдельной и обособленной. По сути, единой внешней политики у Кремля давно нет. Есть отдельные ошметки, но как единая система, это уже не работает.
Поэтому Китаю совершенно не требуется создавать для Кремля какие-то особые условия, чтобы не дать использовать его Западу. Зачем, если Путин и сам вдрызг разругался с противниками Си Цзиньпина, облегчив ему задачу контроля на севере.
Поэтому китайцам совершенно не нужно делать встречные шаги, а горячие признания Путина и его уверения в полнейшем почтении воспринимаются как должное.
Комментирует Евгений Коган:
Ожидаемо успешные и душевные такие переговоры. Супостатов осудили и заручились взаимной поддержкой.
Россия и Китай также заявили о намерениях сотрудничать в таких областях, как искусственный интеллект, «зеленая» трансформация, умный и устойчивый транспорт. Правда, контракты почему-то подписали только в нефтегазовой отрасли. «Газпром» и китайская CNPC подписали договор на поставку 10 млрд кубометров газа. Та же CNPC договорилась уже с «Роснефтью» о поставках 100 млн тонн нефти через Казахстан в течение 10 лет. Ну ничего, до искусственного интеллекта тоже очередь обязательно дойдет. Когда-нибудь.
Небольшой комментарий по поводу Тайваня, который, как пишут СМИ, Россия в ходе переговоров признала китайским. Дорогие СМИ, этой новости не один десяток лет. Формулировки о Тайване как неотъемлемой части Китая и том, что Россия против независимости Тайваня, кочуют из одного российско-китайского официального документа в другой. Для кого-то может оказаться сюрпризом, но и ООН, и США также признают Тайвань частью Китая. Тоже не один десяток лет.
По окончании переговоров Путина и Си Цзиньпина на рынке прошла волна позитива, рубль временно укреплялся до 75,7. Но оптимизм быстро сдуло. В конце концов, понимать и поддерживать не значит жениться.