Что касается газа, то этой зимой в Германии все пошло не так. Газ не является особо дефицитным ресурсом, и источники его поставок, если смотреть на него с немецкого горизонта, довольно многочисленны. Немцы представляли себе, что основным поставщиком газа будет Россия, дополнительно он будет закупаться в Норвегии, а временно также в Нидерландах и Бельгии. Однако не все пошло по их желанию. Немецкий министр предполагает, что уже есть возможности использовать поставки СПГ. Речь идет о перегрузочных мощностях этого топлива в других странах Евросоюза — Нидерландах, Польше и Италии.
Немецкие сетевые операторы и крупные газоторговые компании создали в Германии систему свободного хранения газа общей емкостью 20 миллиардов кубометров. Однако Россия не оправдала ожиданий немцев. «Северный поток 2» не был запущен вовремя, а пандемия дополнительно повышает цены. Норвегия заявила, что не может значительно увеличить добычу и в настоящее время не имеет запасов для удовлетворения растущего газового аппетита Германии.
До сих пор в Германии верили или хотели верить, что рынок и долгосрочные контракты с Россией решат вопрос. Более десяти лет российский газовый гигант и одновременно важнейший поставщик «Газпром» начал открыто скупать активы в Германии, отвечающие за торговлю, транспортировку и хранение газа. Эти действия не встретили ни противодействия со стороны немецких политиков, ни общественного протеста. Немецкие компании, такие как BASF, через совместные предприятия и взаимное участие вступили в тесное сотрудничество с Россией. В результате в настоящее время трудно оценить, кто отвечает за газовую промышленность Германии.
Помимо усиливающегося сотрудничества и взаимопроникновения интересов российских и немецких концернов и компаний, два элемента обращают внимание на то, что этой зимой немецкая идея по поставкам газа потерпела крах. Это полная невозможность импорта сжиженного природного газа (СПГ) из-за отсутствия газовых терминалов и отсутствия установленного законом обеспечения хранения газа.
Новый министр экономики и энергетики Германии Роберт Хабек в последние дни экономил на газе и диверсификации поставок этого топлива. В Бундестаге он прямо сказал, что речь идет об ограничении зависимости от поставок из России. Министр пояснил, что теоретически можно построить газопроводы по дну Средиземного моря и соединить их с Северной Африкой, единственной проблемой будет согласие Франции на такой проект.
— Поэтому нам необходимо улучшить возможности подготовки запасов к следующей зиме, чтобы газовые баллоны были хорошо заполнены. Я отношусь к этому как к политической задаче, — сказал Хабек. Ранее Хабек пояснил, что другие страны уже ввели законодательное обязательство хранить газ. Немецкий министр не упомянул в этом контексте Польшу, у которой тоже есть такой закон, обеспечивающий достаточное количество газа этой зимой. Между тем, в Германии в настоящее время заполнено только 39,5% складских хранилищ. Правительство Германии рассматривает два возможных варианта. Одним из них является установленное законом обязательство хранить достаточное количество газа. Второе – государственное газохранилище.
Маркус Креббер, глава концерна RWE, положительно отозвался в еженедельнике Der Spiegel о планах, связанных с государственными запасами газа. Запасы нефти были бы моделью. Германия хранит сырую нефть, чтобы иметь возможность покрыть внутренний спрос на это топливо в течение 90 дней.
Второй серьезной проблемой для Германии является отсутствие доступа к СПГ в больших масштабах. В своих заявлениях для немецкой редакционной сети RND Хабек предполагает, что возможности использования источников поставок СПГ уже есть. Речь идет о перегрузочных мощностях этого топлива в других странах Евросоюза — Нидерландах, Польше и Италии, — которые, по словам Хабека, используются лишь на 30 процентов. Вот где кроются возможности импорта СПГ в Германию, говорит Хабек, который, однако, указывает на возможные высокие затраты, связанные с этим.
Ни один из трех немецких проектов, которые должны были завершиться строительством газовых терминалов, не прошел стадию подачи заявки на получение разрешения на строительство. Наиболее продвинутым является проект в Брюнсбюттеле, реализованный голландскими энергетическими компаниями Gasunie, Vopak LNG и Oiltanking. Однако голландцы начали дистанцироваться от проекта после того, как местный офис поставил под сомнение соответствие проекта экологическим нормам. В последние недели Хабек отмечал, что федеральное правительство не исключает возможной финансовой поддержки проектов газовых терминалов в Германии.