Если кто-то думал, что противостояние государства с металлургами, сидящими в офшорах, закончилось, то нет. Нас ждет второй раунд, который, судя по всему, будет не менее увлекательным.
В конце декабря Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в ходе предварительного расследования установила, что Северсталь, ММК и НЛМК необоснованно завышали цены на внутреннем рынке. Действительно, с конца 2020 года стоимость некоторых видов металлургической продукции выросла в 2-2,5 раза.
Объективных предпосылок к этому не было. Действительно, в первой половине года мировая цена на железную руду скакнула, но вскоре вернулась к своим предыдущим значениям. Более того, в значительной степени металлургические компании обеспечивают сырьем себя сами, что существенным образом снижает себестоимость выпускаемой продукции.
Тем не менее, цены на внутреннем рынке взлетели
В конце декабря руководитель ФАС Максим Шаскольский заявил следующее:
Может быть, штрафы в отношении металлургов будут больше, чем по Google, поэтому вы про эти рынки тоже не забывайте. Там также идет расследование, там крупнейшие компании, поэтому, может быть, еще и здесь вас удивим
Это нарушение антимонопольного законодательства, притом что рыночные условия не способствовали такому повышению цены … мы работаем, там вот сто томов у нас есть по каждому предприятию, изучаем эту ситуацию. Но это в процессе еще, это дело 2022 года
Вот это высказывание «Северсталь» посчитал «некорректным» и обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить высказывания Шаскольского на предмет «предвзятости», «соответствия требованиям законодательства» и в том случае, если Генпрокуратура посчитает высказывания некорректными, применить к Шаскольскому соответствующие меры.
Признаюсь, изначально я не поверил, что Северсталь действительно обратилась в Генпрокуратуру. Сначала подумалось, что это новость «Панорамы». Но нет.
На мой взгляд, подобный шаг Северстали является опрометчивым и нецелесообразным. Здесь даже не буду рассуждать о том, какой ответный удар может нанести государство. Сугубо с морально-этической точки зрения такое действие является в корне неправильным.
В последней отчётности указано, что Алексей Мордашов контролирует 77,03% акций «Северстали». Через какие компании — информация дана не была, но на конец 2018 года 76,84% акций принадлежало следующим офшорам: Loranel Limited, Astroshine Limited, Rayglow Limited, Pearlgreen Limited, Astroshine Investments Limited.
Подозреваем, что с этого момента вряд ли многое изменилось. За последние 5 лет (2016-2020) «Северсталь» в качестве дивидендов выплатила 488,9 млрд рублей. Не сложно посчитать, сколько из этой суммы направилось в офшоры.
Что же касается «рекордного» 2021 года, то за три квартала уже выплачено порядка 181,9 млрд рублей, а за четвертый квартал ожидается еще около 59,2 млрд. Таким образом, суммарно за 2021 год будет выплачено более 240 млрд рублей. Если ничего не изменилось (что вряд ли), и под 77% контролируется офшорными компаниями Мордашова, то в пользу иностранных юрисдикций суммарно будет направлено около 184 млрд рублей. При этом, не факт, что налог будет заплачен в России.
Согласно новым условиям Соглашения об избежании двойного налогообложения с тем же Кипром, публичные компании, значительная доля акций которых обращаются на бирже, могут по-прежнему выводить деньги по льготной ставке. «Северсталь» под данные критерии попадает.
Таким образом, мало того, что, если верить предварительному расследованию ФАС, «Северсталь» искусственно завышает цены на внутреннем рынке, так еще и значительную часть прибыли направляет в офшоры.
Пора бы, на мой взгляд, государство посмотреть, каким образом были приватизированы активы «Северстали». И, в случае чего, принять соответствующие меры. Напомним, прецеденты имеются. Так, в отношении крупнейшего производителя редкоземельных металлов, Соликамского магниевого завода (СМЗ), было доказано, что приватизация 1992-1996 годов проходила в нарушение действующего тогда законодательства. Сейчас СМЗ готовится к национализации.
Что-то мне подсказывает, что если покопаться в истории многих других частных компаний, то мы узнаем кучу «удивительных» подробностей. О том, как приватизировалось госимущество и по каким правилам.