Россия будет принимать ответные меры, если не удастся договориться с Западом о гарантиях безопасности, заявил в пятницу глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью российским СМИ.
Мероприятие министра, на которое собрались в онлайн-формате десятки журналистов, доверили открыть главному редактору Russia Today Маргарите Симоньян, которая сразу же задала Лаврову ключевой вопрос: будет ли война?
«Когда жахнем по Вашингтону?» — спросила Симоньян, уточнив, что так вопросы формулируют ее подписчики.
Россия, напомнила Симоньян, обещала принять самые жесткие меры, если ее предложения не будут услышаны. А США и НАТО отвергли ключевые пункты российского ультиматума — сжатие инфраструктуры блока к границам 1997 года и отказ от принятия в члены Украины и Грузии.
«Если это зависит от Российской Федерации, войны не будет. Мы войн не хотим. Но и наступать грубо на наши интересы, игнорировать наши интересы мы тоже не позволим», — заявил в ответ Лавров.
Переговоры по гарантиям безопасности России пока не завершены, подчеркнул он: продумав больше месяца над проектами соглашений, в НАТО дали ответ, который «в западом стиле наводит тень на плетень».
«Но там есть рациональные зерна по второстепенным вопросам», — сказал Лавров. Например, речь идет о ракетах средней и меньшей дальности. Договор о запрещении их разработки и размещения был заключен Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым в 1987 году, а два года назад США вышли из него, обвинив Москву в нарушениях.
Кроме того, целый ряд предложений, которые Москва выдвигала в течение последних лет, теперь стали частью переговорного процесса — но уже с западной стороны, рассказал Лавров. Это, в частности, отвод учений от границ, согласование предельной дистанции сближения военных самолетов и другие меры так называемого «деконфликтинга».
«Это хоть что-то, по-русски говоря», — описал ситуацию Лавров. Но главное — разобраться с концептуальными основами, на которых выстраивается европейская безопасность, продолжил он: Запад в своих «заклинаниях» о «священности» политики открытых дверей НАТО игнорирует принцип, закрепленный в двух декларациях ОБСЕ, подписанных всеми странами-членами. А именно — безопасность одной страны не может обеспечиваться за счет других.
Россия, по словам Лаврова, пока мало верит в готовность США повлиять на украинские власти в плане выполнения минских соглашений, хотя глава Госдепа Энтони Блинкен это «подтверждал».
«Идут поставки оружия. Некоторые хотели бы видеть в этих поставках оружия «подставку» тех, кто будет готов сорваться и начать бездумный вооруженный конфликт. Никто вроде не хочет, но есть небольшая группа людей, которая может на этом получить какую-то выгоду», — сказал Лавров.