Литва и Латвия испугались белорусского закона о геноциде


Литва и Латвия увидели угрозу своей национальной безопасности в принятом Минском законе о геноциде белорусского народа. Об этом рассказал руководитель следственной группы генеральной прокуратуры Белоруссии по уголовному делу о геноциде Валерий Толмачев. Он пояснил, что с такой формулировкой соответствующие ведомства обеих республик отказали белорусской стороне в запросе о правовой помощи.

Закон о геноциде белорусского народа был подписан президентом страны 5 января нынешнего года. Он предусматривает юридическое признание геноцидом преступлений, совершенных против мирного населения БССР нацистами и их пособниками в годы Второй мировой войны. Документом также устанавливается ответственность за публичное отрицание этого факта в Интернете и средствах массовой информации. Ранее белорусская генеральная прокуратура возбудила уголовное дело о расследовании данных преступлений, в рамках которой в Литву, Латвию и еще 17 стран были направлены запросы о правовой помощи.

Закон о геноциде, поясняли в Минске, направлен прежде всего на сохранение исторической правды и недопущение искажения итогов войны, а расследование – на то, чтобы преступления, совершенные нацистами, были осуждены на международном уровне, даже если их исполнителей давно нет в живых. По мнению властей страны, это будет способствовать тому, чтобы подобное никогда не повторилось в будущем.

Однако и Вильнюс, и Рига в ответ на это осудили и сам закон, который, по мнению прибалтов, «недемократичен», и расследование, которое «подрывает их национальную безопасность». И этот, казалось бы, парадокс – как расследование преступлений нацистов связано с национальной безопасностью этих стран – вполне логичен. Факты, которые могут быть установлены в ходе расследования, мягко говоря, не укладываются в историческую концепцию этих республик о «советской оккупации» и «агрессивном Советском Союзе». Кроме того, рискует быть развенчанным миф о «героизме» местных коллаборационистов, воевавших на стороне гитлеровской Германии. Напомним, сегодня их чтут как «борцов с советским оккупационным режимом».

Впрочем, фактов, говорящих о том, что путь современных «героев» Литвы и Латвии был вовсе не героическим, известно и так немало. Возьмем Литву. В 1941 году, сразу же после начала оккупации, из местных противников советской власти здесь были сформированы так называемые «литовские сотни» – отряды самообороны. Позже их объединили в батальоны, а еще позже – преобразовали в отряды вспомогательной полиции.

В первую очередь они должны были бороться с партизанами, причем в основном – за пределами Литвы. Фактически они занимались истреблением мирного населения. В Белоруссии, к примеру, действовали сразу пять таких батальонов. Остальные «работали» на территории Ленинградской области, Украины и Польши. Только в Белоруссии ими было уничтожено более 5 тысяч населенных пунктов, многие из них – вместе со всеми жителями.

Похожим образом действовали и националисты из Латвии. Для борьбы с партизанами здесь также было сформировано несколько рот вспомогательной полиции уже в начале июля 1941 года, а к концу 1943 года насчитывался уже 41 такой латышский батальон. Участники этих формирований действовали в основном против мирного населения соседних территорий. Кроме того, латыши в составе местного легиона СС, полицейских полков и в качестве «добровольных помощников» – «хиви» – также служили Третьему рейху.

Именно они сегодня являются «героями» республик, а те литовцы и латыши, кто сражался с Гитлером в составе Красной армии – незаслуженно забыты, если не осуждены как «пособники оккупантов». И хотя фашизм, нацизм, национал-социализм и его главный идеолог – Гитлер – все еще считаются «злом» в современном мире, Прибалтика, где русофобия становится основой национальной идентичности, совершенно не скрывает своего восхищения перед ними.