Ольга Савчук: «Для песочной анимации нужны руки дирижера»

Путь ученика

— Рисованием я увлекалась с самого детства. Потому неудивительно, что сначала пошла учиться в художественную школу, потом в училище. И продолжала свое образование в Санкт-Петербурге, на художественно-графическом факультете педагогического университета.

С большой благодарностью вспоминаю своих педагогов — Ирину Николаевну Морозову, которая занималась со мной в школе, преподавателей художественного училища Владимира Николаевича Питиримова (живопись) и Юрия Григорьевича Шубина (рисунок). А также руководителя моего диплома Владимира Николаевича Кузьмичова.

Поскольку я получила педагогическое образование, а училась заочно, то еще будучи студенткой начала заниматься с детьми во Дворце детского творчества. Учила традиционным предметам — рисованию, живописи. Тогда мне приходилось часто ездить из Санкт-Петербурга в Челябинск и обратно. И в конце концов я решила все же пожить в городе на Неве.

Как раз в это время я познакомилась с песочной анимацией. Знакомство произошло именно в Санкт-Петербурге. Тогда я увидела объявление: «Требуется педагог песочной анимации». И хотя тогда ничего не знала об этой разновидности искусства, решила все же попробовать себя. Меня поразила новая техника создания удивительных картин, которые в процессе творчества меняются на глазах у зрителя.

Но посетить удалось только один мастер-класс, который провела великолепный мастер Марина Соснина. Позже все приемы песочной живописи я изучала самостоятельно. И тут же «закрепляла пройденное» на занятиях с учениками.

Постепенно мне начали заказывать проведение песочных шоу, например на свадьбах. Заказчики были довольны. Но в то время я заскучала по дому и решила вернуться в Челябинск.

Песочные секреты

— Приехав в родной город, я продолжала заниматься песочной живописью и анимацией — уже со знанием некоторых тонкостей и секретов.

Вообще, песочная живопись очень сильно отличается от других направлений изобразительного искусства. Вот, например, живописцы и рисовальщики создают свои творения, рисуя одной рукой — правой или левой (если художник — левша). А песочная анимация создается двумя руками. Причем работают не только кисти, но и кончики пальцев, сжатый кулак, ребро ладони. Вариантов нанесения рисунка на песок множество.

В создании песочного шоу или песочной анимации, конечно, очень важно и музыкальное оформление. Потому надо уметь чувствовать музыку. Руки художника должны двигаться почти так же, как руки дирижера.

Да и сам песок — особенный материал. Он может быть однотонным и цветным. Легкий и сыпучий, он перемешивается в процессе создания композиции. При создании цветной картинки обратно отделить песчинки друг от друга невозможно, потому после того, как композиция закончена, песок просто выбрасывается в утиль. А сохранить недолговечную картинку способна только видеозапись.

«Снежная королева» из песка

— Если говорить о самых сложных заказах, которые мне удалось выполнить, то нельзя не вспомнить о том, что пришел из Франции. Русскоговорящая женщина (возможно, наша соотечественница) заказала ролик, в котором известную сказку «Снежная королева» надо было изобразить в технике песочной анимации. Такая задача оказалась нелегкой — необходимо было тщательно продумать каждый поворот сюжета, изобразить странствия Герды. В результате получился целый фильм на 30 минут. Озвучивать его, конечно, пришлось на русском языке, но заказчица написала, что найдет возможность заменить текст на французский.

Потом я несколько раз делала видеоролики к сказкам и книгам. Среди авторов, например, директор концертного зала филармонии Татьяна Лясковская, которая пишет и озвучивает сказки.

Впрочем, любая работа по-своему интересна. Например, когда делается песочное шоу на свадьбах. Большая часть заказчиков не предъявляет требования «чтобы была красивая картинка». Мне присылают целые рассказы об истории любви и просят, чтобы они обязательно были отражены в виде песочной анимации. Приходится переводить текст в совокупность изображений.

Филармония и школа

— Когда ко мне обратились из Челябинской филармонии, я уже представляла, как песочная анимация может совмещаться с живой музыкой в исполнении целого оркестра. Наши опыты оказались удачными. Зрители, особенно дети, тепло приняли наши эксперименты. В результате сегодня уже сложился целый цикл концертов «Сказки на песке» — результат усилий коллектива, с которым мне очень нравится сотрудничать.

Правда, пока в концертах и в процессе преподавания перерыв, поскольку я нахожусь в декретном отпуске. Но, когда ребенок станет постарше, думаю вернуться и в школу искусств № 3, и к концертам.

А пока в планах — снова учиться. Я заметила, что немногие дети могут стать художниками песочной анимации. Но многим она может помочь — через развитие моторики рук, через приемы сказкотерапии, когда, рассказывая истории, мы излагаем свои страхи. Потому хочу получить навыки работы психолога. Чтобы активнее участвовать в этом процессе.

Фото из личного архива Ольги Савчук
Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!