В Польше «не заметили» 77-летия освобождения Варшавы от нацизма

17 января 1945 года войска 1-го Белорусского фронта и 1-й армии Войска Польского в ходе Варшавско-Познанской наступательной операции освободили от немецкой оккупации Варшаву. Во время боев за столицу республики погибли около 22 тысяч советских солдат и офицеров и еще около трех тысяч польских военнослужащих.

На протяжении нескольких десятилетий эта дата отмечалась на государственном уровне, однако сегодня, 77 лет спустя, почтить память павших пришли лишь оппозиционные политики и присоединившиеся к ним неравнодушные местные жители. Официальные власти республики годовщину полностью проигнорировали.

Объясняется это тем, что, по словам подконтрольных польскому правительству историков из Института национальной памяти, освобождение столицы от оккупации в январе 1945 года не имело никакого смысла. Якобы к этому моменту от города оставались только руины, освобождать которые не имело никакого смысла. Такое мнение, в частности, несколькими днями ранее выразил в эфире Польского радио местный историк Анджей Хмелаж. «В освобождении Варшава нуждалась в августе и сентября 1945 года», – добавил он, имея ввиду Варшавское восстание.

Попытка освобождения Варшавы действительно была предпринята в это время. Операция «Буря», разработанная польским правительством в эмиграции и организованная руководителями Армии Крайовой, началась 1 августа 1945 года. По решению военно-политического руководства СССР к ним частично присоединились войска 1-го Белорусского фронта и 1-й армии Войска Польского.

Однако в том числе и из-за отказа польского эмиграционного правительства сотрудничать с военно-политическим руководством СССР восстание потерпело неудачу. В результате погибло до 200 тысяч мирных жителей и 18 тысяч повстанцев, а левобережная Варшава была почти на 90% разрушена. Немцы сохранили контроль над польской столицей вплоть до ее освобождения Красной армией 17 января 1945 года. Но по странной логике польского историка получается, что, если не удалось освободить город с первого раза, это не следовало делать и дальше. Вероятно, он не слишком задумывался, к каким итогам привела бы предлагаемая им тактика.

Впрочем, вероятнее, здесь дело в политике: сегодня власти Польши уверяют, что 17 января 1945 года «одна оккупация сменила другую». А те поляки, которые наравне с красноармейцами сражались за свободу своего государства, по мнению местных политиков, всего лишь «пособники оккупантов». Хотя, кстати, впоследствии они вместе с советскими солдатами и офицерами участвовали в операции по взятию Берлина, положившей конец гитлеровской Германии и нацизму. Что, судя по позиции современной Варшавы, совсем не заслуживает внимания, уважения и памяти.