Модератор встречи Сергей Филичкин поздравил гостя с новой должностью в прямом эфире и немедленно открыл беседу с журналистами.
— Евгений Викторович, вам досталось очень непростое хозяйство, в адрес которого было много критики. Но и достижений было немало. 9 декабря вы приступили к новым обязанностям. Какие были стартовые позиции?
— Первое заседание избиркома в новом составе действительно прошло 9 декабря. Первый месяц работы был посвящен организационным мероприятиям. Смена руководителя связана со многими вещами. Например, заверение подписей. А у нас сменился состав рабочих групп, комиссий. Понадобилось утвердить планы работы, завершить финансовый год и еще ряд рабочих моментов. Еще в прошлом году были объявлены выборы в Пластовском и Красноармейском районах. И все новогодние праздники избирательная комиссия работала — принимала информацию о подаче документов на эти выборы.
— С какими первыми трудностями вам пришлось столкнуться? Вы пришли со своей командой — произошло кадровое обновление. Что теперь изменится?
— Нам поставлена задача — учесть те моменты, которые были отмечены как негативные в работе предыдущего избирательного цикла. Основной упор сделан на обучение. Практика показала, что обучение, которое проводилось через интернет, дистанционно, не всегда позволяет людям погрузиться в новации законодательства. А их достаточно много. Только в закон об основных гарантиях прав граждан за последние годы вносились изменения шесть раз. Причем изменения достаточно серьезные. Не все люди, которые работают в участковых избирательных, успели ознакомиться с законодательными новациями, в связи, может быть, с загруженностью на своей основной работе. Поэтому будем дополнительно проводить обучение, организовывать кустовые семинары. Были претензии и по состоянию избирательных участков. Сейчас проходит объезд участков и составляется паспорт, чтобы четко понимать, в каком состоянии они находятся. Приходится прорабатывать вопросы с главами муниципальных образований, чтобы облизбиркому предоставили нормальные помещения под избирательные участки. Решаем вопросы и по оснащению участков.
— Это что, крайняя нужда муниципалитета?
— Есть ведь и поселения, где нет даже своей школы, дети учатся на подвозе, а голосовать людям где-то надо. Сейчас мы пытаемся понять, сколько у нас потенциально, скажем так, рискованных участков. И тогда мы предпримем необходимые действия: найдем другой участок или подвезем людей на нормально оборудованный избирательный участок.
— Евгений Викторович, какая у нас впереди крупная избирательная кампания?
— В Челябинской области ближайшая кампания — довыборы по Троицкому округу (освободился мандат Владимира Павлова, которые перешел на работу в Госдуму) и в части Троицкого района. Пока еще избирательная кампания не объявлена.
— Чем занимается избирательная комиссия, когда нет выборов?
— На самом деле работа не останавливается. Есть ряд комиссий, они формируют списки избирателей два раза в год. А это сбор информации, внесение изменений. Кроме этого, обрабатывается большое количество запросов от правоохранительных органов. Только позавчера губернатор подписал списки избирателей на 1 января 2022 года. А еще есть просветительская работа. Очень важно, чтобы молодые люди больше знали о выборах, понимали цену своего голоса. Вы знаете, есть молодежная избирательная комиссия, которая сегодня работает в областной публичной библиотеке.
— Что нового в законодательстве о выборах?
— Изменения в законодательстве, принятые в марте 2021 года, весьма существенны. Например, трехдневное голосование, которое учитывает пандемию. Иностранные агенты и лица, аффилированные с ними, теперь обязаны указывать это в своих в подписных листах, в выходных данных. Избирательная комиссия будет проводить проверку предоставленной информации. Кроме того, мы обеспечиваем равный доступ СМИ к информации. Ежемесячно проводятся заседания групп, на которых журналисты узнают, какая партия и сколько получила эфирного времени.
— Реформа местного самоуправления?
— Практика показала, что депутаты райсоветов ближе к народу не стали. Остались те же финансовые вопросы, за что критиковали МСУ в Челябинске. Появились дополнительные расходы на содержание аппарата представительных органов. В настоящее время должна быть принята целая серия законов, в том числе чтобы преодолеть разрыв власти. Напомню, что внесено было изменение в Конституцию — появилось понятие «публичной власти», которая не зависит от местной власти. В определенных моментах это приводило к вакханалии в органах МСУ в отношении тех решений, которые они принимали. Если закон будут принят, то возникнет одноуровневая система, что позволит быстрее реализовывать управленческие решения. У нас в области органов МСУ более 320. И каждый был вынужден приводить в соответствие свои нормативные акты с федеральным законодательством. Вот эта лишняя работа уйдет.
— Когда в Челябинской области появится дистанционное голосование с помощью интернета?
— Для этого необходима техническая готовность. В Москве это реализовывалось в качестве эксперимента. Самые большие выборы — это выборы президента в 2024 году. За два года, может быть, что-то и поменяется. А в ближайшее время у нас ожидается поступление КОИБов (комплексов обработки избирательных бюллетеней).
Разговор со зрителями соцсетей
— Вам поставили задачу, сколько голосов должна набрать «Единая Россия»?
— Такая задача не может быть поставлена. Избирком — это оператор волеизъявления граждан. Причем избирательная комиссия не считает голоса. Подсчет ведется на участках, где каждая комиссия сформирована с участием представителей всех партий. Присутствуют и наблюдатели, партийные и общественные. Такой институт появился и уже показал себя не на одних выборах. Плюс видеонаблюдение, общественный мониторинг. На мой взгляд, в России процедура выборов более прозрачна, чем в той же Америке.
— Зачем тратиться на содержание избирательных комиссий в Челябинской области?
— В составе комиссии в каждом в городе и районе всего два человека. Они формируют списки избирателей в условиях, когда проходит движение населения.
— Может быть, у нас ввести прямые выборы глав?
— Прямые выборы не панацея. В области есть сельские поселения, где сохранились прямые выборы и достаточно случаев, когда глава избран, но даже на работу не выходит. Глава района звонит с вопросом, почему, мол. А избранный глава поселения отвечает: «А зачем?»
— Готов ли избирком к террористическим атакам?
— Угрозы террористических атак бывают на каждых выборах. Блокируют звонками все известные телефоны. Сотрудникам УИКов рекомендуется иметь вторые сим-карты, данных которых нет в открытом доступе, чтобы можно было быстро наладить параллельную систему связи. Работа в облизбиркоме — вызов для меня и моей команды. Одна из основных задач — искоренить случаи, когда где-то отменяются результаты выборов.
Фото Олега Каргаполова
Полную версию встречи в «Большой редакции» смотрите на канале «Гранада ТВ»:
Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!