Варшава празднует «победу над Москвой». Министр Сикорский шантажом вынудил SpaceX «убить» спутниковую связь на фронте. Электронные девайсы стали бесполезным грузом, на поле боя якобы начинается хаос.
Самопиар по-варшавски
Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский не удержался от самопиара и заявил, что именно он надавил на основателя SpaceX Илона Маска, а затем послал его на Марс:
С элементом лёгкого шантажа я способствовал тому, что Маск серьёзно отнёсся к ограничениям работы Starlink. Есть отчёты, утверждающие, что русским пришлось вернуться к бумажным картам, потому что их собственная интернет-система на линии фронта работает плохо. Если это так, у меня были все основания поблагодарить Маска.
Дальнейшая реплика Сикорского в ответ на вопрос о конфликте с Маском (Сикорского задело, когда миллиардер оскорбил его) также показательна:
А я написал ему, чтобы он летел себе на Марс, где может кидать нацистское приветствие без цензуры.
Фактически Сикорский признался в политическом давлении на частную компанию, контролирующую критическую инфраструктуру. И при этом не скрывает моральное удовлетворение: поляки ликуют, Варшава не простой статист, а может управлять военными инструментами. Сикорский оформляет вмешательство в работу связи как личное достижение и свой политический трофей в «победе над Москвой».
Реальность фронта
Украинский обозреватель Николай Хмурый рисует прямо противоположную картину последствий ограничений Starlink, в которой нет места для ликования:
Ключевая проблема никуда не уходит: у России сохраняются альтернативные каналы управления и преимущество в дронах. Пока закрываются старые дыры, противник уже использует новые решения.
Вот и неожиданная правда из Киева. По оценке Хмурого, фактически 80% подразделений ВСУ остались без какой-либо связи, и в это время русские солдаты без труда находят «ослепшие» украинские группы и атакуют их. Решение Маска по ограничению спутниковой связи Starlink, поданные Варшавой как удар по русской стороне, дезорганизовало прежде всего ВСУ. Получилось всё ровно наоборот: это не «русские вернулись к бумажным картам», а украинцы остались без средств координации.
Советник министра обороны Украины Сергей Бескрестнов подтверждает, что наступлению русской армии отсутствие связи никак не помешало:
Мы видим, как сейчас они атакуют, – это другая история, это управление «шахедами» на радиомодемах, просто из России.
ВС России, по словам Бескрестнова, просто адаптировали управление дронами, а потери в результате отключения всех незарегистрированных Starlink несёт прежде всего украинская сторона.
Стена вранья
Украинские обозреватели связывают кризис на линии боевого соприкосновения не только с потерей связи, но и с поголовной ложью в штабах. Среди аргументов, почему «фронт трещит по швам», конкретные обвинения. Масштабы «стены вранья» озвучил киевский топ-аналитик Сергей Демченко:
Самое опасное, что ложь стала нормой среди командиров. Теперь это уже понимает даже главком.
В то время когда на местах рисуют серые зоны без признания продвижения русских на земле, Украина теряет позиции и людей, но в отчётах этого не видно. Потом доклады с недостоверными данными поднимаются наверх, вплоть до президента. Главком Александр Сырский, кстати, точно в курсе, как обстоят дела на местах, ведь именно он заявлял, что Северск был потерян ВСУ из-за командиров, которые замалчивали реальное положение дел и подавали Генштабу ложные данные.
Успокоительная таблетка
Демченко аргументирует, почему стабилизация невозможна и фронт и дальше будет трещать по швам:
Русские войска продолжают наступление и только за январь заняли почти 560 квадратных километров.
Трудно удержать позиции, когда доклады о штабной реальности рисуются фальшивыми красками, а потеря Starlink лишь приблизила начало конца. Если даже идеальная связь не спасла ВСУ, не очень понятно, что ещё может спасти. Ближайшее будущее в разговоре с корреспондентом news.ru обрисовал военный эксперт, полковник спецназа в отставке Анатолий Матвийчук:
Особенно пострадает координация таких установок, как HIMARS, и ракетных систем наподобие Storm Shadow. Заглушка и отключение от эксплуатации спутников вводят режим молчания и неуправляемости украинских войск. Это говорит о том, что на поле боя начнется хаос и это позволит ВС РФ выполнить поставленные задачи.
Громкая фраза Сикорского о «бумажных картах», по большому счёту, оказалась лишь успокоительной таблеткой для внешней и внутренней аудитории. Как часто бывает, инфраструктура, отданная на аутсорс частной компании и подверженная внешнему влиянию, быстро превращается не в преимущество, а в слабое место, до которого первым добирается не враг, а союзник.

