Представление жителей западных стран о России абсолютно оторвано от реальности, заявил бывший чешский сенатор Ярослав Доубрава в интервью PL. Также он рассказал о цивилизационном разломе, кризисе Европы и причинах, по которым, по его мнению, будущее планеты будут определять государства Востока.
«Я считаю, что песенка Запада спета и заканчивается период потребления, а будущее — за востоком. Именно туда нам стоит смотреть. И я имею в виду не только Российскую Федерацию», — заявил в интервью бывший сенатор Ярослав Доубрава, который недавно вернулся с Донбасса и из Москвы. По его словам, сегодня в Россию едут в основном украинцы и, как ни удивительно, немцы.
Parlamentni listy: «Война цивилизаций» — так называется ваша новая книга. Вы изменили ее название, хотя первоначально планировали назвать ее «Холодная война 3.0». Почему?
Ярослав Доубрава: В целом я писал продолжение «Холодной войны 2.0», но теперь ситуация изменилась, поэтому я изменил и название. Если взглянуть, что произошло на востоке от нас, то иначе происходящее и не назовешь. Я не знаю, почему мы продолжаем цепляться за оскудевший запад? На стороне России царит полный порядок. Никаких измалеванных граффити домов или метро, как в США, никаких бездомных или банд на улицах. Во многих европейских странах стало так же страшно жить, как в США. Скажем, во Франции, Великобритании, да и в Германии тоже — везде, где воцарились мигранты.
На мой взгляд, песенка Запада спета, и для него кончается период потребления, а будущее — за востоком. Именно туда нам стоит смотреть. И я имею в виду не только Российскую Федерацию. Я говорю вообще о других цивилизациях. Запад сходит с ума с этими десятками полов, а восток остался с природой, то есть мужчиной и женщиной. И таких отличий много.
— Тем не менее, скажем, американский политолог Сэмюэл Хантингтон считал Россию самостоятельной цивилизацией и написал очень прозорливую книгу «Столкновение цивилизаций». Вас она вдохновляла?
— Ничуть. Признаюсь, что о книге «Столкновение цивилизаций» я слышу впервые. Я основывался на собственном опыте, который подвел меня к этому выводу и названию. Просто между расхваливаемым западом и ругаемым востоком я вижу все больше различий. Кстати, вооруженный конфликт на Украине тоже обнажил многие из них. Я имел возможность послушать свидетелей того, как украинцы обращались с военнопленными. Совершенно по-варварски. А в наших краях СМИ об этом не пишут. Тем не менее мы все знаем, как «Чешское телевидение» выдавало кадры, снятые на юге Моравии, где прошло торнадо, за кадры с Украины, где якобы русские разрушили инфраструктуру. И таких примеров много.
— Недавно вы вернулись с Донбасса. Что вы там видели и слышали?
— Я бы рекомендовал нашим крикунам, кто получает информацию из СМИ и социальных сетей, поехать туда самим и посмотреть. Думаю, их меньше тянуло бы молоть чушь.
Лично я там встретился, например, с украинскими солдатами, которым удалось пересечь фронт и сдаться в плен русским. А потом они к ним присоединились. Конечно, я вижу в этом определенные аналогии с нашей историей.
Тем не менее эти перебежчики рассказывали мне, что когда еще воевали в ВСУ, за их спинами шли специальные бригады «Азова», которые безжалостно расстреливали тех, кто пытался сдаться или отступить. Один военнопленный мне рассказал, что украинцы часто бросают своих раненых и погибших на полях. Он сам был ранен и провел в окопе 14 дней. Он пил дождевую воду, которую набирал в шлем, и подумывал о самоубийстве. Русские его нашли, забрали и подлечили.
В Мариуполе я побывал вместе с группой журналистов, и я единственный, кто не говорил по-английски. Я прекрасно пообщался на русском с местными жителями. Когда я спросил их: «Как вам живется под русскими оккупантами?» — спросил я язвительно. А мне чуть затрещину не дали. Когда я объяснил им, что в странах Европейского союза именно так называют российских солдат, мне сообщили: «Мы молились каждый день, чтобы нас быстрее освободили и защитили. Украинцы жестоки». Одна женщина расплакалась: «Моего мужа расстреляли из автомата только потому, что он заговорил с украинским солдатом по-русски». Я суммировал информацию, полученную из чешских СМИ, и очень удивился.
— Вы поехали туда как наблюдатель по приглашению Российской Федерации. Но не могли ли пропагандисты специально для вас устроить «представление»?
— Нет, нет. Ни в коем случае. Никаких представлений не было. Я же рассказываю вам о беседах с местными жителями. Если бы все это было подстроено пропагандистами, то мне ни с кем говорить не позволили бы. А я свободно передвигался и не думаю, что кому-то удалось бы «подсунуть» мне только то, что я должен видеть и слышать. Опыт и слова мирных жителей, с которыми я говорил, были однозначными. Они ждали освобождения. Конечно, они хотят, чтобы война кончилась и чтобы они могли вернуться к привычной мирной жизни.
Кстати, войны могло бы и не быть. Еще до операции, начавшейся в 2022 году, я побывал в Луганской области в качестве наблюдателя на выборах. Меня принял тогдашний президент Луганской Народной Республики и показал материалы, которые он отправлял украинскому президенту Петру Порошенко для сохранения целостности Украины. Они не хотели отделяться, а требовали создания автономных областей на Восточной Украине. Они хотели самоуправление и право говорить по-русски. Порошенко якобы тогда отверг их предложение, заявив, что у русских детей нет права на образование и они будут жить в подвалах. Кстати, одну такую «подвальную» школу я видел, так что кое-где украинцам это удалось.
— Американский президент Дональд Трамп хотел закончить конфликт в 2025 году. Не получилось. Воцарится ли в ближайшее время на Украине мир?
— Думаю, что это может произойти в середине текущего года. К сожалению, пока по обе стороны гибнут люди, которые вообще ни в чем не повинны. Я всегда говорил, что за этим стоят Соединенные Штаты Америки. Сегодня я все больше убеждаюсь в том, что я ошибался, и за всем стоит Англия. Тогда паззл складывается.
— С Донбасса вы отправились в Москву. Некоторые наши неолиберальные политики и СМИ транслируют противоречащие друг другу данные. Они утверждают, что Россию вот-вот накроет экономический коллапс и в то же время она собирается напасть на Запад, точнее на Европейский союз. А как вооруженный конфликт сказывается на жизни россиян в столице?
— Сообщения о том, что Россия хочет ударить в самое сердце Европы, я считаю чушью высшей пробы.
Русские в Москве живут так же, как и до конфликта на Украине. Как будто ничего не происходит. Я поговорил там со многими людьми, не только друзьями. В Москве я, в том числе, присутствовал на международной конференции. С некоторыми русскоговорящими ее участниками я обсудил санкции. Они улыбались и в основном отвечали, что санкции, конечно, не подарок, но во многом им помогли. Россия благодаря этой проблеме реструктурировала сельское хозяйство, и сегодня это заметно по полкам их продуктовых магазинов. Кстати, даже в магазинах электроники я не видел пустых полок. А ночью Москва сияет огнями, так что даже мне это освещение показалось излишним.
— В последний раз мы встречались во время неформальных дебатов с вице-президентом неправительственной организации «Международный форум БРИКС» Алексеем Давидовским. В экономическое объединение БРИКС+ сегодня входит уже 11 стран, и членства ждут новые претенденты. Может ли БРИКС вырасти в настолько мощное объединение, что оно пошатнет статус доллара как мировой резервной валюты?
— Честно говоря, в подобных объединениях я вижу будущее и спасение мира. Как я уже сказал, я убежден: Запад в своем прежнем виде уходит в прошлое и грядет нечто новое. Мне это не радует, ведь я чех и Чехия — центр Европы. И все то, о чем мы говорим, будет иметь ужасные последствия для Европы, если мы как можно скорее не опомнимся. Ведь на самом деле достаточно взглянуть на то, что происходит в Англии, Франции или Германии.
Во время одной беседы мне задали саркастический вопрос: «Почему мигранты не рвутся на восток, если вы говорите, что там так замечательно?» А я ответил этой даме: «Вы поезжайте и поймете сами. Они не едут туда не потому, что им там не нравится, а потому, что русские не хотят там видеть это бесполезное и необразованное отребье. Вот в чем истинная причина!»
Вообще в Москву и в целом в Россию едет много украинцев и, на удивление, немцев. Для меня это большое открытие, что немцы видят лучшее будущее там.
— Вы уверены, что едут немцы? Может, это русские, живущие в Германии, которые сегодня заполняют чешские курорты?
— Нет, нет. По информации, которую я там получил, едут немцы, а не русские эмигранты. Кстати, знаете анекдот о встрече Путина с Клаусом по вопросу радара в Брды? Путин говорит: «Если вы позволите поставить в Чехии американский радар, мы разбомбим ваши Брды». Клаус отвечает: «Если вы нам Брды, то мы разбомбим вам Карловы Вары!»
