
Аудиторы Счётной палаты (СП) выявили) тотальные нарушения при расходовании подведомственным Минтрансу ФКУ «Ространсмодернизация» (РТМ) ₽204,4 млрд бюджетных средств на строительство и реконструкцию аэродромной инфраструктуры в 2021-2025 годах. С актом СП ознакомилась «Авиаторщна».
Картина оказалась катастрофической: из 44 запланированных объектов в первоначально установленные сроки были сданы только шесть. По трём объектам (Маган, Ижевск и Марково) контракты на момент проверки не были заключены.
По другим сроки продлялись от года до шести лет. По 18 аэропортам госконтракты были расторгнуты, из-за чего реализация 12 объектов приостановлена (Олекминск, Мурманск, Тиличики, Сеймчан, Большое Савино, Нюрба, Магнитогорск, Якутск, Полярный, Охотск, Победилово, Бодайбо).
Стоимость госконтрактов в большинстве случаев взлетела: до 136% в Игнатьево, Богашево, Якутске, Братске, Грозном, Мирном и Толмачево.
К росту цен и сдвигу сроков в основном привели плохое качество проектной документации (ПД), низкие темпы производства работ и банкротство подрядных организаций, указала СП.
Так, в Магнитогорске из-за плохой ПД стоимость контракта выросла на ₽274 млн, в Благовещенске — на ₽1,07 млрд, в Полярном — на ₽1,5 млрд, а в Грозном — на ₽2,8 млрд. Причём РТМ не обращалось к проектировщикам за возмещением ущерба, хотя контракты прямо обязывали их покрывать убытки от дефектов ДП, повлиявших на стоимость и объёмы работ.
При заключении допсоглашений к контрактам по увеличению цен в связи с удорожанием строительных ресурсов РТМ допускало завышение цен путём необоснованного определения коэффициента корректировки (Мирный, Оренбург, Игнатьево, Полярный, Черский, Белая гора, Депутатский, Хандыга и Вилюйск), говорится в отчёте.
А по аэропорту Грозный в ходе последующей корректировки ПД из проекта была исключена часть работ, по которым ранее производилось увеличение затрат на ₽147,3 млн. Эти деньги были возвращены в федеральный бюджет в ходе проверки.
Но самая интересная находка аудиторов — целенаправленный вывод денег за рубеж. Установлены факты перевода ₽25,3 млрд через длинные цепочки субподрядчиков, деятельность которых связана с фирмами, проводящими подозрительные операции по обналичиванию и выводу капитала.
Отдельно выявлены высокорисковые операции на сумму почти ₽2,4 млрд: перечисления компаниям-однодневкам, созданным под контракты, выдача беспроцентных займов. Также СП вскрыла признаки ущерба федеральному бюджету на общую сумму в ₽500 млн от приёмки РТМ материалов и оборудования по искусственно завышенным ценам в семи аэропортах (Кемерово, Оренбург, Благовещенск, Мирный, Геленджик, Черский и Богашево).
Последствия такой «реконструкции» плачевны не только для бюджета, но и для безопасности. На уже построенных взлётно-посадочных полосах в Богашево, Мирном, Игнатьево, Талаги, Магнитогорске и Якутске обнаружены многочисленные дефекты: трещины, эрозия, нарушения деформационных швов, разрывы конструкций, сколы кромок.
А в воронежском аэропорту из проекта были исключены работы по насыпи для планировки рабочих зон РМС и переносу объектов РТОП, оснащению ГРМ, установке подсистемы огней приближения и пр., что создало риски того, что после сдачи объекта полёты будут выполняться только по неточным системам посадки.
Добавляют проблем и вопиющие экологические нарушения: в Геленджике введена в эксплуатацию ВПП, а очистные сооружения поверхностного стока не построены. В аэропортах Богашево, Игнатьево, Оренбурге, Кемерово, Елизово, Черский, Певек и Усть-Нера они построены, но не функционируют.
По итогам беспрецедентного аудита СП направит представления министру транспорта и главе РТМ, а также обратится в Генпрокуратуру, ФСБ, МВД и ФНС. Уголовные дела в отношении должностных лиц подрядных организаций на текущий момент были возбуждены в рамках строительства и реконструкции объектов в аэропортах Толмачево, Чертовицкое, Магнитогорска, Домодедово и Мур