
С 2026 года в России появится принципиально новая система поддержки семей с детьми, которая заменит часть существующих пособий. Речь идет о ежегодной выплате, которая в среднем может достигать 88 тысяч рублей на семью и представляет собой возврат части уже уплаченного налога на доходы физических лиц.
Данная мера позволит вернуть часть уже уплаченного НДФЛ, — объяснил в интервью изданию «Газета.ру» доцент Финансового университета при правительстве РФ Игорь Балынин.
Новый механизм поддержки предназначен исключительно для работающих родителей, что подчеркивает его стимулирующий характер. Ключевым условием получения выплаты станет уровень среднедушевого дохода семьи за предшествующий год, который не должен превышать 1,5 прожиточного минимума установленного в регионе.
Важной особенностью новой системы становится комплексный подход к оценке материального положения семьи. При расчете среднедушевого дохода будет учитываться не только заработная плата родителей, но и совокупный доход всех членов домохозяйства. Дополнительно будет приниматься во внимание имущественная обеспеченность семьи.
Такой многофакторный подход позволяет точно определить нуждаемость и адресно направить помощь тем, кто действительно в ней нуждается. Эксперты отмечают, что это делает новую систему более эффективной по сравнению с универсальными пособиями прошлых лет, которые не всегда достигали своих целей.
Механизм расчета выплаты построен на принципе возврата части налога на доходы физических лиц. Семьи смогут получить разницу между стандартной налоговой ставкой в 13% и льготной ставкой в 6%. Если родители официально трудоустроены и добросовестно платят налоги, им может быть возвращено 50% или более от уплаченного НДФЛ.
Каждый из родителей будет получать выплату отдельно, что подчеркивает индивидуальный подход новой системы поддержки. Такой формат соответствует общей тенденции последних реформ в области адресной социальной помощи, которая становится более персонализированной и гибкой.
Размер выплаты напрямую зависит от объема официальных доходов родителей. Это создает естественный стимул для легализации трудовых отношений и увеличения «белой» заработной платы. Чем выше налоговые отчисления в бюджет, тем значительнее может быть сумма возврата.
Эта инициатива обладает гибкостью: сумма напрямую зависит от размера «белых» доходов, — подчеркивает Игорь Балынин.
Для наглядности можно рассмотреть конкретный пример. Если в регионе прожиточный минимум составляет 17,5 тысяч рублей, то для семьи из четырех человек верхний порог ежемесячного дохода составит 105 тысяч рублей. При равных доходах родителей каждый сможет получить около 44,1 тысячи рублей, а общая сумма на семью достигнет 88,2 тысячи рублей в год.
Особое внимание в новой системе уделено многодетным семьям. Для них установлены более высокие пороги доходов, что позволяет охватить поддержкой большее количество нуждающихся семей с детьми.
В семьях с тремя детьми предельный ежемесячный доход для получения выплаты составит 131,25 тысячи рублей. В этом случае возможный годовой возврат может достигать 110,25 тысячи рублей. Для семей с четырьмя детьми порог дохода повышается до 157,5 тысячи рублей в месяц, а размер выплаты может составить до 132,3 тысячи рублей ежегодно.
Прогрессивная шкала поддержки многодетных семей отражает понимание их повышенных потребностей и более сложного материального положения. Такой подход соответствует демографическим целям государства и способствует созданию благоприятных условий для семей с несколькими детьми.
Новый механизм поддержки семей выполняет не только социальную, но и экономическую функцию. Он создает мощный стимул для официального трудоустройства и увеличения легальных доходов. Родители напрямую заинтересованы в том, чтобы их заработная плата была выше и полностью проходила через бухгалтерию работодателя.
Система построена таким образом, что чем больше налоговые выплаты семьи, тем значительнее может быть сумма возврата. Это выгодно отличает новый подход от традиционных пособий, которые часто критиковали за отсутствие стимулирующего эффекта и даже создание иждивенческих настроений.
Эксперты отмечают, что подобная мера может способствовать не только улучшению материального положения семей, но и расширению налогооблагаемой базы. Это создает позитивный экономический эффект для бюджета и в долгосрочной перспективе может компенсировать часть расходов на социальную поддержку.
Внедрение новой системы поддержки семей запланировано на 2026 год. За это время предстоит разработать детальный механизм реализации, включая процедуру подачи заявлений, проверку доходов и автоматизацию расчетов.
Ожидается, что переход к целевой модели поддержки позволит более эффективно распределять бюджетные средства и направлять помощь именно тем семьям, которые в ней действительно нуждаются. При этом сохраняется стимулирующая функция, побуждающая родителей к официальному трудоустройству и увеличению доходов.
Сумма в 88 тысяч рублей на семью в год сопоставима с полной месячной зарплатой по данным Росстата за 2024-2025 годы. Такой уровень поддержки может оказать существенное влияние на бюджет многих российских семей, особенно в регионах с невысоким уровнем доходов.
Новая система представляет собой важный шаг в эволюции социальной политики России, демонстрируя переход от универсальных пособий к целевой и стимулирующей поддержке. Успех этой инициативы может определить дальнейшее направление развития всей системы социальной защиты населения в стране.