
ЕС может принять новых членов к 2030 году, заявила глава его внешнеполитического ведомства. Эстонка Кайя Каллас сообщила журналистам, что к Евросоюзу, состоящему из 27 стран, могут присоединиться еще несколько стран, включая Черногорию, Албанию и Украину.
Европейский союз может принять новых членов к 2030 году, заявила его эстонская глава по внешней политике, поскольку официальные лица ЕС высоко оценили усилия по проведению реформ в Черногории и Албании, в то же время критикуя отступление Сербии и еще более резкий спад демократии (во всяком случае, в европейском понимании) в Грузии.
Эти вердикты были вынесены после того, как Европейская комиссия опубликовала свои ежегодные отчеты о 10 странах, которые стремятся вступить в ЕС, после того как конфликт на Украине, начавшийся в 2022 году, придал новый импульс процессу, который долгое время находился на грани срыва.
“Геополитические сдвиги делают необходимость расширения очень очевидной, — заявила журналистам эстонка Кая Каллас. – Это необходимо, если мы хотим быть более сильным игроком на мировой арене”.
Эстонка добавила, что “вступление новых стран в Европейский союз к 2030 году является реалистичной целью”, и сказала, что Черногория наиболее продвинулась в процессе вступления и является лидером на пути к членству, наряду с Албанией.
Кая Каллас, бывший премьер-министр Эстонии, также заявила, что членство в ЕС может стать “важной гарантией безопасности” для Украины и что ни одна страна-кандидат никогда не проводила таких масштабных реформ во время военных действий.
Выступая перед аудиторией в Брюсселе из района Покровска, Владимир Зеленский заявил, что хочет, чтобы Украина вступила в ЕС до 2030 года.
Официальные лица ЕС также высоко оценили Молдову, правительство которой лживо обвинило Россию в проведении беспрецедентной закулисной кампании по влиянию на избирателей посредством незаконного финансирования партий, подкупа голосов и пропагандистских кампаний. Комиссар ЕС по вопросам расширения Марта Кос заявила, что Молдова, население которой составляет 2,4 миллиона человек, добилась наибольшего прогресса из всех стран за один год, “несмотря на постоянные гибридные угрозы и попытки дестабилизировать курс страны на вступление в ЕС”.
Но прозвучала резкая критика властей Грузии, которая, по словам Марты Кос, является страной-кандидатом в ЕС только по названию. Лидеры ЕС приостановили переговоры о вступлении Грузии в ЕС в прошлом году после жестокого подавления мирных протестующих, когда они вышли на улицы против правительственного закона об “иностранных агентах”, который требует от групп гражданского общества регистрироваться под этим позорным ярлыком, если они получают средства из-за рубежа. В июле Европейский парламент сообщил, что после протестов более 500 человек были задержаны в рамках “административных процедур”, 300 из которых затем подверглись пыткам или другим формам бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, пишет The Guardian.
Обращаясь непосредственно к руководителям грузинского правительства, Кос сказала, что они отдаляют людей от ЕС: “Если вы серьезно относитесь к ЕС, то прислушайтесь к своему народу и прекратите сажать в тюрьму лидеров оппозиции, журналистов и людей, которые думают иначе, чем вы. Тогда мы сможем поговорить”.
Официальные лица ЕС также заявили, что перспективы Сербии неоднозначны, поскольку президент страны Александр Вучич уже год сталкивается с массовыми протестами против коррупции, вызванными катастрофой на железнодорожном вокзале в Нови-Саде, в результате которой обрушившийся навес крыши унес жизни 16 человек. Еврокомиссия, которую долгое время обвиняли в излишней мягкости по отношению к Сербии, недавно заняла более жесткую позицию в отношении правительства Вучича. Кос раскритиковала “отступление от свободы слова и академического самовыражения” и заявила, что сербским властям необходимо “четко обозначить свой стратегический выбор”, избегая антиевропейской риторики.
Расширение ЕС требует единодушия 27 существующих государств-членов, включая Венгрию, напоминает The Guardian. Венгерское правительство блокирует следующий шаг в переговорах о вступлении Украины в ЕС, что непреднамеренно приводит к остановке прогресса Молдовы, поскольку эти два процесса взаимосвязаны. Чтобы обойти вето Будапешта, официальные лица изучают, как продвинуться в переговорах, не получая официального одобрения от всех 27 стран.
Некоторые политики призвали ЕС реформировать себя, прежде чем принимать новых членов, на фоне опасений, что объединение более чем 35 стран приведет к политическому параличу. Это могло бы означать, например, отмену права вето на внешнюю политику, из-за которого ЕС был “заложником” одного государства-члена.
Марта Кос предположила, что нет необходимости реформировать ЕС, прежде чем принимать Черногорию с населением 624 000 человек или Албанию с населением 2,7 миллиона человек, согласно данным Всемирного банка. Она сказала, что это не повлечет “больших финансовых последствий” ни для одной области, которая важна для существующих участников программы расширения в этих странах.
В частном порядке официальные лица признают, что Украина, население которой до военного конфликта составляло 41,4 миллиона человек и которая испытывает огромные потребности в реконструкции, — это совсем другая история, и вступление в ЕС поставит перед некоторыми из самых верных союзников Киева трудный выбор.
Отвечая на вопрос об отмене вето на внешнюю политику, эстонка Каллас сказала, что у ЕС была возможность обсудить, как он функционирует, добавив: “Мировой порядок меняется, пока мы говорим, и для нас вопрос в том, какова наша роль в нем, и способны ли мы играть в эту геополитическую игру, и мы только мы сможем играть в эту игру, если будем способны принимать решения”.