Всего лишь три года назад российскую нефть европейцы называли некачественной, обвиняли отечественных производителей сырья в поставках заведомо испорченных энергоресурсов и даже пытались отсудить компенсацию в международных арбитражах. Теперь котировки российского сорта Urals впервые за восемь лет поднялись выше $90 за баррель, превысив стоимость североморской марки Brent.
Бочки «черного золота» из нашей страны разлетаются на мировых рынках как горячие пирожки, интересуя импортеров гораздо больше эталонных смесей, добывающихся в районе Персидского залива. Котировки рубля, всегда зависевшие от нефтяных цен, на таком фоне могли бы вырасти. Однако стоимость доллара остается стабильной и готова к новым взлетам.
На первый взгляд подорожание Urals кажется абсурдным: российский сорт, действительно считающийся высокосернистым сырьем, производится преимущественно в Поволжье и только на экспортных дистанциях разбавляется более легкими западносибирскими марками. Качество таких углеводородов уступает сырью, поступающему из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.
Между тем высокосернистое российское сырье отлично проходит вторичный этап переработки на внутренних мощностях импортируемых энергоресурсы стран. Многие государства с высокой эффективностью повышают полезные свойства сырья, абсорбируя большинство тяжелых примесей, в том числе серу. Переработка содержащих вредные элементы продуктов является сверхприбыльным бизнесом. Поэтому спрос на российское сырье растет. По данным за январь, объем поставок дизельного топлива российского производства в Соединенные Штаты установил трехлетний рекорд. Американцы не только изготовляют из нашего «черного золота» более качественные энергоресурсы, но и зарабатывают на перепродаже водородного топлива, объемы которого становятся все более востребованными среди ориентированных на «зеленую» энергетику европейских держав. Высокосернистые нефтяные фракции широко применяются в транспортной отрасли многих государств — подобными углеводородными заготовками жители азиатских регионов продолжают по сей день отапливать свои жилища.
Вместе с тем высокие цены на Urals являются довольно шатким преимуществом нашей страны, бюджет которой примерно на треть зависит от экспорта энергоресурсов. Российское «черное золото» торгуется в основном по долгосрочным контрактам, котировки которых заранее скорректированы на определенном уровне. «Федеральный бюджет нашей страны на этот год сверстан из пессимистичного сценария, при котором баррель Urals оценивается всего в $44,2. Добывающие компании отсчитывают налоги, исходя из этой планки — все дополнительные доходы отправляются в Фонд национального благосостояния, расходы которого направляются на избранные инфраструктурные проекты, — объясняет ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Остается надеяться, что в будущем эти инвестиции окупятся».
Однако деньги людям нужны «здесь и сейчас». Многочисленные социальные выплаты, рассчитанные на самые незащищенные слои населения, осуществляются из бюджета, а не из нефтяных сверхдоходов. «Возможно, государству, получающему сверхприбыль в результате продажи нефти и газа, стоит направить дополнительные доходы на воспитание будущего поколения профессиональных работников, нежели держать их в подушке безопасности, которая сейчас используется для формального увеличения профицита бюджета, а не для укрепления гражданских сбережений», — полагает экономист.
Такое развитие ситуации могло бы оказаться серьезным подспорьем для россиян, хранящих накопления в национальной валюте. Стоимость углеводородов всегда оказывала поддержку рублевым активам на международных фондовых и сырьевых торговых площадках. «Удачное сложение ряда факторов, в частности снижение геополитической напряженности вокруг Украины, может опустить доллар до 60 рублей», — полагает аналитик УК «Альфа-Капитал» Александр Джиоев.
Правда, в нынешние времена на улучшение котировок российской валюты вряд ли стоит рассчитывать даже при такой стоимости барреля. Цены на баррель Brent с начала декабря прошлого года выросли на $20 (минимум на 15%). Стоимость доллара за это время постоянно корректировалась — тем не менее с осени прошлого года она поднялась с 69 до 75 рублей (на определенных биржевых сессиях котировки доллара превышали отметку в 80 рублей). «Если бы инвесторы ориентировались исключительно на нефть, то к 60 рублям «зеленый» скатился бы еще в октябре, — полагает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Возможно, геополитические риски постепенно снижаются, но нефть на таком фоне не дает рублю поводы для укрепления. Лучше настроиться на то, что ближе к лету, когда спрос на энергоресурсы сократится, котировки доллара вырастут до 85 рублей и сбиваться с этой отметки не будут еще долгое время».