Киев пошёл на уступки, США принуждают Зеленского к миру

26 января, в Париже должна состояться встреча политических советников в «Нормандском формате». Все стороны подтвердили своё участие, и наконец-то про Украину будут говорить с Украиной. По крайней мере, формально.

В Кремле заявили, что на завтрашней встрече политсоветников «Нормандского формата» замглавы Администрации Президента РФ Дмитрий Козак «доведёт до собеседников озабоченности России по ситуации на линии соприкосновения на Донбассе».

А глава Офиса Президента Андрей Ермак разъяснил позицию Киева, причём, высказался об этом в эфире телеканала Коломойского, в программе «Право на власть». Ключевой посыл Ермака: военная истерия Запада по нагнетанию ситуации с возможным вторжением РФ — это не что иное, как попытка США склонить Зеленского выполнить два главных условия Минска-2: «формулу Штайнмайера» и амнистию. Те самые, под которыми украинский президент подписался в Париже три года назад.

«Это что ж получается? Глава ОП признаёт публично, что США слили Украину и укладывают её под Путина. Да ещё Донбасс нам хотят втюхать?», — пишет блогер Инга Кирюхина.

Ермак жёстко заявил внешним партнёрам, что номер с принуждением к миру у них не пройдёт, и «Киев готов выполнять Минские соглашения только в интересах Украины».

«То есть, мало того, что Зеленский лично обязался выполнить все нормы Парижского коммюнике, так его ещё и склонять надо к тому, чтобы он исполнил свои обязательства? Зеленский — президент, чьё слово — закон, или шут, который лишь воздух сотрясает пустыми словами?», — негодует донецкий блогер Александр Скубченко.

Напомним, что амнистия — это обязательство, которое приняла на себя Украина, подписав Минские соглашения (оба Минских протокола, от сентября 2014 и февраля 2015 года). Пунктом пятым этих соглашений значится принятие и введение в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц, участвовавших в конфликте. «Формула Штайнмайера» — это обязательство, которое было письменно принято главой украинской группы в ТКГ Кучмой в октябре 2019, и подтверждено лично Зеленским на Парижском саммите в декабре 2019.

Совместно согласованные итоги Парижского саммита «Нормандского формата», 9 декабря 2019 года, гласят, что все договаривающиеся стороны считают необходимым интегрировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство, в соответствии с версией, согласованной в нормандском формате и Трёхсторонней контактной группе».

А что на деле? Два года Киев водил «нормандцев» за нос, пытаясь переписать Минские соглашения. Ермак даже набросал на коленке новую стратегию «10 шагов навстречу Донбассу», но западные партнёры усилий не оценили и продолжают тыкать Украину носом в подписанные договорённости.

В итоге, несмотря на бравады Ермака, Кабмин отозвал из Верховной Рады скандальный законопроект о переходном периоде (касательно неподконтрольных территорий Донбасса), который был им одобрен в августе прошлого года. Это было одним из условий России по организации встречи на уровне советников лидеров стран Нормандской четвёрки. Законопроект был изначально провокационным, фактически его принятие заводило Минск в тупик. Кроме того, документ был раскритикован венецианской комиссией. Примечательно, что в декабре министр по реинтеграции Верещук заявила, что у власти нет планов снимать законопроект с рассмотрения, а вчера законопроект уже сняли. На этом фоне заявления Ермака о том, что «разблокировка переговорного процесса не имела предварительных условий», выглядят очень жидко. Конечно, этот законопроект — не часть Минска, поэтому говорить про уступки на данном направлении пока рано, но законопроект был важной для ОП надстройкой, которая блокировала Минск-2. Теперь она снята. Не в последнюю очередь, благодаря США.

«Вашингтон теперь выступает главным защитником Минских соглашений. Когда Госдепу нужно было продавить голосование по Донбассу в прошлом парламенте, они это делали прямыми звонками из посольства нардепам. Сейчас ситуация повторяется, после звонка Байдена к Путину, Вашингтон обратил внимание на законопроект №5844, который в Раду внесло правительство — о деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий. Официальная позиция украинского правительства, которая внедряет механизмы сегрегации населения Донбасса. После визита Блинкена в Киев, об этом приказано забыть», — указывает ТГ-канал Зе-Рада.

Кстати, именно Ермак был против такого шага. А значит, снятие законопроекта — сигнал о том, что офис президента больше не может удерживать контроль на этом направлении. И США незримо будут присутствовать на собрании «нормандцев» — выражая позицию своих вассалов.

Пытаясь сохранить лицо, украинское руководство всё валит на Порошенко: мол, это он подписал невыполнимые «Минские соглашения». А теперь, мол, Кремль использует этот документ для игры на внутренних противоречиях между странами-участниками «нормандской четвёрки».

«Главное противоречие — комплекс „Минских соглашений‟ является по сути, „мирным планом Порошенко‟, выполнение которого было выгодно только пятому президенту. Почему Германия и Франция должны были туда „впрягаться‟, и почему „сывочолый гетьман‟ дал даже больше, чем надеялся Кремль — до сих пор неизвестно. И что с этим делать — неясно», — объясняют инсайдеры Банковой. В общем, к встрече в Париже команда Зеленского подходит в полном раздрае: у неё нет понятных месседжей для «внутреннего употребления», и нет аргументов для западных партнёров. Судя по всему, Киев просто выполнит всё, что скажет Вашингтон, а пока подконтрольные Банковой СМИ кричат, что «Кремль не сможет прогнуть нашу страну».

По сути, сделан шаг к разблокировке Минска-2, который многие считали похороненным. Значит, речь всё-таки о диалоге, а не о войне. Войну Запад просто использовал для того, чтобы принудить своих вассалов к покорности в вопросах, о которых уже договорились мировые лидеры.